Все о психологии и отношениях

«Ты мне больше не подруга», — услышала дочь на детской площадке. Как утешить ребенка?

0 0

«Правмир» отвечает на вопросы читателей


«Ты мне больше не подруга», — услышала дочь на детской площадке. Как утешить ребенка?

«Ты мне не подруга, если не отдашь свою куклу», «Это я тут решаю, как играть», «Мы тебя в игру не берем» и холодный прищуренный взгляд… Что делать, если дошкольник слышит это от своих друзей. На вопрос читательницы «Правмира» отвечает психолог Инна Пасечник.

Вопрос. «Если не будешь играть в магазин, ты мне больше не подруга», — сказала лучшая подружка моей дочки и сощурила глаза так, что я отшатнулась. Дочке шесть. Она домашний и трепетный ребенок. Общительная, очень любит своих друзей, но среди них есть такие — хорошие, многих из них я знаю с рождения — которые начинают вести себя довольно зло. «Ты мне не подруга, если не отдашь свою куклу», «Это я тут решаю, как играть», «Мы тебя в игру не берем» и холодный прищуренный взгляд… Я в растерянности. Что будет в школе? Как себя вести, как научить дочь отвечать на такое? И как объяснить, чтобы она сама так никогда и ни с кем не разговаривала?

Развивайте адекватную самооценку

Во-первых, родитель должен задуматься: что у ребенка с самооценкой? Оперативно реагируют на травлю те дети, у которых есть четкое понимание, что они достаточно хороши. То есть те, у кого адекватная самооценка. Сталкиваясь с угрозой подруги перестать дружить или играть, да и с более серьезной проблемой, такие дети подойдут к родителям поделиться своей тревогой. Если родитель объяснит происходящее, такой ребенок спокойно будет жить дальше.

Если же у ребенка с самооценкой все плохо, если он не уверен в себе, то не только травля, но даже простая угроза перестать дружить становится травмирующей ситуацией. Это добавляет веса к общему ощущению, что он сам недостаточно хорош.

Чтобы развивать адекватную самооценку, нужно хвалить за то, что у ребенка получается хорошо. Смещать фокус внимания с проблем, перенося на сильные стороны самого ребенка. Именно сильным сторонам стоит уделять больше времени.

Выслушайте ребенка

Всегда и обязательно послушать ребенка. Слушаем его чувства и эмоции. Ни в коем случае не пропускаем чувства, даже если ситуация нам кажется незначимой и глупой.

Даже если хочется сказать: «Не обращай внимания», сначала слушаем чувства человека и только потом говорим: «Понимаю, ты расстроен».

Травмой становится то чувство, которое мы не можем переработать. Для его переработки нам нужен внешний человек. Это касается не только детей, но и взрослых. Не случайно мы хотим поделиться своими бедами с подругами.

Поговорите о том, почему подруга так себя ведет

Следует спросить ребенка, почему, по его мнению, условная Маша так сделала/сказала, зачем? Своими вопросами надо попытаться привести ребенка к мысли, что у другого человека были свои мотивы поведения. «Она сказала или сделала так не потому, что хотела тебя обидеть, а потому, что у нее что-то не в порядке».


«Ты мне больше не подруга», — услышала дочь на детской площадке. Как утешить ребенка?

Стоит подкинуть пару идей. Например, «может быть, она тебе завидует, так как у нее обычно все хуже получается?» «Может быть, она чувствует себя в классе неуверенно, решила на тебе отыграться?» Только после этого можно сказать: «Ты хорошая, не обращай внимания».

«Не хочу с тобой дружить» — почему дети так говорят? 

Исключение из круга — это демонстрация власти, попытка чувствовать себя крутым за счет другого. Такие вещи происходят не от большой уверенности в себе и не от большого психологического здоровья.

То, как развивается социальное взаимодействие, то, как часто кто-то пытается отыграться на другом, напрямую связано с уровнем тревоги в коллективе в целом. Как только коллективу что-то угрожает извне, вызывает тревогу, тут же начинаются внутренние разборки. Одни пытаются почувствовать себя увереннее и нападают. Свидетели при этом не защищают жертв, понимая, что сами могут оказаться в роли жертвы в следующий момент. Внутренний разбор происходит путем исключения из круга своих.

Если мы замечаем, что дошкольнику трудно общаться на детской площадке со сверстниками, — это сигнал. Если мы замечаем, что он сильно нервничает, устраивает истерики перед тем, как пойти из одного места в другое, например, более людное, — это тоже сигнал. Если по непонятным причинам ребенок говорит: «В кружок не пойду», «На улицу не хочу» — тоже сигнал.

Родитель должен понимать: это всегда повод разобраться, что пугает его в этом кружке, людном месте или на площадке. Не исключено, что именно там ребенок столкнулся с неприятной ситуацией, враждебностью, наконец, у него могут быть врожденные особенности, которые мешают ему адекватно выстраивать коммуникацию.

Не вредно было бы сходить на диагностику к психологу и разобраться, почему тяжело знакомиться, отчего сложно дружить с новыми детьми, насколько страшно и почему ходить в новые места.

Часто детям помогают психологические группы, в которых помогают освоить навыки взаимодействия.

Еще полезнее с шестилетним ребенком, за год до школы, посетить нейропсихолога. Стоит выяснить, все ли хорошо у ребенка с познавательным развитием. Хорошая речь, умение читать и считать до десяти не гарантируют, что с обучением не будет проблем. Нейропсихолог может выявить функции и нейронные связи, важные в школе, которые не успели сформироваться.

Интервью с Инной Пасечник

Ваш вопрос лучшим специалистам об образовании и воспитании детей

Оставьте это поле пустым. Поскольку вы здесь… У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. ПОМОЧЬ

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.