Все о психологии и отношениях

Почему ушел из жизни драматург Н. Я. Соловьев? О повторяющихся семейных сценариях

0 0

Почему умерла драматург Ния Соловьева? О повторении семейных сцен

Драматург Николай Яковлевич Соловьев жил во второй половине XIX века. Его пьесы ставились на таких сценах, как Малый театр, и сотрудничали со знаменитым Островским лыжным кооперативом. Он был также мужем, отцом и потомком. Он был моим прапрадедом, и я взял его фамилию. Для меня его жизнь и смерть являются важной частью истории нашей семьи.

Почему умерла драматург Ния Соловьева? О повторении семейных сцен

Он умер в возрасте 53 лет из-за плохого здоровья, которое подвело его в последние годы. Но была ли его смерть несчастным случаем?…Нет, это не детективное расследование, а психологический анализ.

Когда мальчику было 6 лет, умер его отец. Очевидно, разум мальчика никогда не мог полностью принять и переварить уход отца. Этот инцидент повлиял на всю его дальнейшую жизнь.

Смерть родителя – это всегда психологическая травма для несовершеннолетних детей. Его можно интегрировать посредством ума и жить, несмотря на боль, потому что не бывает безболезненной утраты. А комбинированная травма мало влияет на дальнейшую жизнь. Представьте себе, что прошла сильная гроза, но земля впитала в себя воду, раздавленные почки расправились, и хотя некоторые ветки сломаны, но выросли новые.

В каких случаях травма может быть интегрирована?

Это зависит от многих причин:

  • По интенсивности вреда — авария и интенсивность, масштаб последствий;
  • Врожденные характеристики, обусловленные нервной системой;
  • Со стороны окружающей среды – можно ли обеспечить адекватную компенсацию путем создания безопасной, благоприятной среды.

Увы, иногда травма тяжелая, жертва чувствительна, а окружение может не найти нужных слов и правильных действий. Да, бывают случаи, когда близкие сами нуждаются в утешении, но не в состоянии оказать должную поддержку. Разум тогда не способен интегрироваться, то есть «переварить» произошедшие события и залечить раны. Травма, кажется, становится черной дырой во внутреннем мире; она не только отнимает энергию, но также может вызвать тревогу, напряжение, недоверие и другие последствия — в зависимости от характеристик травмирующего события.

В сфере травмы нет времени, эта рана не заживает, она начинает определять переживания и поведение человека, восприятие действительности, даже если он сам не осознает и не помнит травму. Например, исследования ветеранов войны во Вьетнаме выявили феномен посттравматического стрессового расстройства: годы спустя они не могут жить спокойно и впадают в психологическую травму, полученную во время войны, что приводит к депрессии и зависимости, болезни и антиобщественное поведение.

Прошлая травма все еще может оказать влияние спустя годы; Конечно, ранняя травма особенно серьезна, поскольку психология ребенка очень чувствительна и у него нет опыта и психологических защит взрослых. Взрослые — как рыцари в доспехах, а дети — как моллюски без раковин.

В чем особенности травмы потери родителя для ребенка?

Между детьми и родителями очень рано формируются так называемые «отношения любви» или «отношения привязанности». Ее основой является наш инстинкт; любовные отношения необходимы для выживания детей и сохранения будущих поколений. Во-вторых, добавляется сложная психологическая надстройка: психологическая структура человека достаточно сложна, да и особенности любовных отношений в каждой семье также различны. Но дело в том, что общение с родителями не только приятно для детей, оно необходимо для выживания. Это безопасность в большом и страшном мире. Если материнская фигура более ответственна за прием и питание, то отцовская фигура архетипического воина и охотника гарантирует защиту и безопасность.

Нарушение контакта с отцом или даже утрата отца лишает ребенка основных опор – защищенности, защищенности, стабильности. Он стремится их вернуть и поэтому бессознательно ищет своего отца в ком-то другом — замене. Помните мультфильм о мамонтёнке, который ищет свою мать и находит слониху? Но не каждый может найти замену. Более того, он не является его биологическими родителями. Бессознательное невозможно обмануть: оно выглядит по-другому и пахнет по-другому.

Дети, потерявшие родителя из-за смерти или по другим причинам, начинают искать замену родительским фигурам в других. Они более тревожны, нестабильны и чувствительны — или, наоборот, могут компенсаторно замораживать свои чувства, становиться жесткими, выглядеть «роботизированными» и скрывать свою внутреннюю боль.

Прекращение контакта с родителем может вызвать проблемы в построении отношений с другими людьми: что, если вы снова потеряете родителя? Итак, есть две ситуации:

  1. Зависимость – одержимость контактом и непереносимость одиночества.
  2. Контрзависимость – это избегание близких отношений и нетерпимость к близким отношениям из-за неосознанного страха потерять контакт. Без этого проще!

Эти две крайности могут сочетаться и порождать противоречивое и противоречивое поведение.

Возвращение к образу драматурга Н. Соловьева. Если мы рассмотрим его жизненный путь, мы увидим нестабильность, повторяющиеся резкие перемены и поиски фигуры отца в авторитетном мужчине. Он постоянно переезжал, вынужденно или добровольно, и менял карьеру. Он бросил все, пожил в монастыре и вернулся к светской жизни. Он явно нуждается в поддержке, но не уверен в себе и своих талантах. Он переставал писать, а затем начинал снова. У него складываются неуравновешенные отношения с близкими: конфликты и дистанция сменяются примирением и наоборот.

На него повлияли две выдающиеся личности: философ Константин Николаевич Леонтьев и драматург Александр Николаевич Островский. Оба пользовались его уважением и авторитетом, влияли на его жизнь и были значительно старше — по 15-20 лет. Оба умерли молодыми, и Соловьев пережил обе потери: фигура замещающего отца тоже умерла, как и его отец. В психологии это называется «ретравматизация» — события, которые буквально или символически повторяют нашу травму, активизируют всю боль, спрятанную внутри.

Вскоре после их смерти умер и сам Н. Соловьев — у него начались проблемы со здоровьем, он уехал в провинцию и почти не писал писем. Почему? Возможно, мы наблюдаем то, что называется «следованием за объектом». На мой взгляд, очень точно отражена строчка Арсения Тарковского «Следуй за объектом»:

Но я не могу тебя обнять

если ты уйдешь

Я не пойду за тобой, как слепой,

Тогда это было бы ложью.

Арсений Тарковский

Следовать за кем-то – один из признаков любовных отношений. Когда предмет драгоценен, хочется быть с ним, слиться с ним. Без него жить было бы невыносимо и невозможно! Это отражение ранней привязанности ребенка к родителям – миру; Только в контакте с ним возможна жизнь, без него все теряет смысл и наступает символическая смерть.

Между ребенком и родителем формируется контактная интеграция, она естественна в детстве, и если этот контакт нарушен, если ребенок не питается родителем и не чувствует себя устойчиво, то поиски интеграции будут продолжаться и во взрослом возрасте. Затем наступает слепое следование за объектом, неважно, что это такое и куда он идет. Как сказал Тарковский, «слепота.

Возможно, смерть суррогатного отца, особенно Островского, который был особенно близок Соловьеву, активизировала детскую травму. Если умирает родитель, ребенок оказывается перед выбором: умереть вместе с ним или жить отдельно. Конечно, это неосознанный выбор. И это очень сложно. Движение к смерти может выражаться в разных формах: зависимость, депрессия, болезнь, рискованное поведение.

Современная психотерапия помогает осознать происходящее: узаконить этот выбор и, возможно, сознательно изменить решения, принятые неосознанно. Но в российской провинции конца XIX века такой помощи, конечно, не было. «В сельской России нет места истерии…» (Александр Городницкий).

Конечно, это всего лишь предположения, но давайте сделаем еще один маленький шаг. Когда предмет становится драгоценным, одним из проявлений любви, любовных отношений является повторение его пути, то есть отождествление. Так называемая «неправильно понятая лояльность». Именно это приводит к возникновению повторяющихся сценариев в семейных системах. Повторяющиеся ситуации в семьях создают напряжение и зачастую травмы, с которыми семейная система не может справиться.

Отец драматурга умер молодым (точный возраст неизвестен, но его сын был шестилетним ребенком), а сам он умер в возрасте 53 лет. У драматурга было несколько дочерей и сын Григорий, мой прадедушка. Как вы думаете, сколько лет было маленькому Грегори, когда умер его отец? Да, того же возраста — 6 лет. Мы видим, как это происходит снова, но это еще не все. Григорию Николаевичу было примерно столько же лет, сколько и его отцу, около 50 лет, когда он умер. В сталинский период он был репрессирован (посмертно реабилитирован) и сослан в концлагерь, из которого так и не вернулся.

К счастью, в дальнейшем такая ситуация не повторилась; сын Григория Николай Григорьевич Соловьев, внук драматурга и мой дед, погиб уже во взрослом возрасте. Он потерял отца и сам умер в возрасте 85 лет.

Конечно, это все предположения. Но есть факты. Ня Соловьев остается одним из самых популярных русских драматургов XIX века, а его пьесы («Женитьба Белугина» и другие) до сих пор ставятся на сцене.

источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.