Нужно ли поддерживать веру ребенка в Деда Мороза: объяснение психолога
ТАКИЕ ВАЖНЫЕ ДЕТСКИЕ ЧУВСТВА
Радость
Жизнь здорового ребенка наполнена радостью, в ней есть место и фантазиям, и желаниям, и спонтанности. Именно в бесконечных импульсах тестировать этот удивительный мир, искать и находить новые источники наслаждения ребенок удовлетворяет свое природное любопытство, что влечет за собой и его развитие. Если взрослые «тушат» энергию ребенка — автоматически перекрывается и доступ к радости.
Правила, дисциплина, режим — все это, конечно, важные факторы для развития психики и интеллекта, но это не должно исключать экспериментов и определенной доли свободы.
Удивление
Удивляться — значит уметь видеть необычное в порой совсем простых и рутинных вещах. Пропускать это через свое сердце и выдумывать что-то совершенно новое. Вы не задумывались, почему дети так предрасположены к творчеству? Желание лепить, вырезать, мастерить что-то из подручных средств будто уже встроено в каждого ребенка. Дети умеют искренне, ярко и глубоко удивляться абсолютным обыденностям. Для них возможно все, и это делает детский мир волшебным, необъятным и таким завораживающим.
Именно фантазия дает ребенку возможность почувствовать жизнь бесконечной в своих проявлениях и такой интересной в способах достижения желаемого.
Детские психологи и консультанты не ограничивают фантазии ребенка неспроста, ведь именно запреты убивают на корню творческий потенциал малыша. Когда мы, взрослые, запрещаем ребенку фантазировать — мы не только блокируем его способности в дальнейшем развитии, но и как будто учим его отказываться от своей природы, подавляя мотивацию к большим свершениям.
ДЕД МОРОЗ И ИСТОРИЯ ЕГО РАЗОБЛАЧЕНИЯ
Обращали ли вы внимание, что почти каждый взрослый считает своим долгом поторопиться с разъяснениями ребенку о том, как на самом деле устроен этот мир? И даже на невинный вопрос «Мама, а Дед Мороз существует?» нередко взрослые дают научный и обоснованный ответ с историческими сводками и фактами.
Однозначно, в просвещении, расширении кругозора нет ничего вредного для ребенка. Опасность заключается здесь лишь в том, какую форму мы, как взрослые, выбираем для наших детей, чтобы передать знания о мире и его устройстве, — оставляем ли мы выбор нашему чаду или директивно указываем на истину в последней инстанции.
Детская непосредственность часто пугает родителей, но именно через нее ребенок сохраняет способность искренне удивляться, испытывать интерес к познаванию всего живого и неживого вокруг. Обычно представления взрослых о том, как устроен этот мир, основаны на личных страхах, разочарованиях и нереализованных надеждах. Важно позволять детям проходить свой путь и получать свой опыт в поисках ответов. Клетку предложенных истин детям приходится беспрекословно «закрывать на ключ», потому что в начале их жизни есть только один авторитет — родители, транслирующие ребенку свою картину бытия, которую они сами способны разглядеть и принять.
ОТ РЕБЕНКА К АДАПТИВНОМУ ВЗРОСЛОМУ
Когда родители позволяют ребенку открыто относиться к миру, он предстает для них интересным и полным возможностей для исследований и свершений.
Вера в волшебство — это не только естественная способность ребенка, который только появился на свет и познает этот мир постепенно, но и ответственность взрослого создавать среду для развития этого навыка.
Психолог и философ Жан Пиаже посвятил много лет практики для исследований важности игры и фантазии ребенка как фундамента для развития когнитивных функций. Он считал, что дети учатся, взаимодействуя с миром и адаптируясь под его законы.
До семи лет ребенок активно проживает мифологическую фазу. Вера в чудо, сказочных героев, воображение себя с суперспособностями — все это в будущем помогает человеку быть гибким, когда обстоятельства вокруг не поддаются подсчетам и логическим объяснениям.
Адаптивный взрослый — это в прошлом свободный и счастливый ребенок, которому не навязывали ограничений и догм
Удовольствие и реальность для ребенка — разные берега. Наша задача как взрослых — помочь плавно и заботливо научиться переплывать между ними. Ведь дети сами по себе интуитивно знают, как им развиваться, обучаться, как расширять область открытий и знаний, как сердиться, плакать, веселиться, что для них правильно, а что нет. Но самое важное, в чем нуждается ребенок, — это пространство, в котором все это возможно осуществить с любовью и поддержкой взрослых.
Маленький ребенок рождается в гармонии со своими чувствами. И дальше выбор всегда за взрослыми: оставлять место детской спонтанности, бережно подхватывая своего ребенка, когда тот сталкивается с несправедливостью, жестокостью и реальностью в жизни, или ограничивать правилами и доктринами.
«КАЖДЫЙ МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ ТО, О ЧЕМ МЕЧТАЕТ»
Самой трогательной историей, которую запоминает ребенок из детства, остается новогодняя сказка в ожидании чуда и Деда Мороза. Добрые истории о волшебном Дедушке, который прилетает ночью с подарками в новогоднюю ночь, помогает проживать ребенку самые разные испытания в жизни. Ангину или уроки в школе, ссоры с друзьями или страх за разбитую любимую мамину вазу. Детские фантазии, грезы, образы — все это делает жизнь маленького человека особенно живой и настоящей. Томительное ожидание и подготовка к празднику дарит детям много трепетных чувств.
Если смотреть глубже, образ доброго Деда Мороза — это не только символ праздника, предвестник чудес и подарков. Дед Мороз несет в себе послание и для ребенка, и для взрослого: «Каждый может получить то, о чем мечтает». Мудрость и опыт старца транслирует ценности семьи, учит уважать старших и помогать тем, кто в этом нуждается.
Когда на вопрос ребенка о Дедушке с бородой мы отвечаем с теплой улыбкой и верой, ребенок получает послание, что доброта и щедрость — это союзники в этом большом мире. Дед Мороз как образ Большого Папы, который справедлив и смел. Ребенок видит в этой истории много храбрости, когда дедушка доставляет подарки издалека, преодолевая большое расстояние и непогоду. Традиции, которые передаются из поколения в поколение, дарят малышу чувство безопасности и тепла, которое каждый из нас ощущает и во взрослом возрасте в канун Нового года.
ПО НАШЕЙ ВЕРЕ МЫ НАЙДЕМ ОТВЕТЫ
Быть на стороне ребенка — значит оставлять место для веры в волшебство и Деда Мороза. Мы не обманываем и не скрываем факты от наших детей, но мы можем сохранять баланс в познании этого мира не только через ум, но и через сердце. Творческая воля — важный навык, который мы, родители, можем помогать развивать нашим детям. Присоединяться к их выдуманным историям, готовить задания для новогоднего праздника в ожидании подарочных коробок под елкой. Надежда, которую нам дарит новогодняя ночь, может стать доброй рукой помощи в самых разных жизненных ситуациях. И если сохранять веру в новогоднюю сказку — можно обнаружить, что мечты сбываются!