Как обстановка в семье связана с адаптацией ребенка к школе: объясняют психологи, а также дают рекомендации для мам и пап
Первые несколько месяцев в школе – это стресс не только для детей, но и для родителей. Трудно понять, что происходит с ребенком, когда он оказывается в новом коллективе и в незнакомой обстановке. Мы попросили психологов онлайн-сервиса YouTalk объяснить, как адаптироваться к школе и чем родители могут помочь своим детям и себе.
Анна Погребняк Психолог, консультант онлайн-сервиса YouTalk, автор книги «Тирания тревоги
Что происходит с ребенком, когда он идет в школу?
На адаптацию ребенка к школе влияют многие факторы: личностные качества ученика, врожденный темперамент и психологические особенности, эмоциональное состояние, психологическая работоспособность и физическое здоровье.
Значение имеет готовность ребенка к школе, его интеллект, мотивация и социальные навыки. Важны также семейные обстоятельства и отношения между родителями и детьми. Если семейная атмосфера нездоровая, это неизбежно скажется на адаптации к школе. Ребенок уже испытывает страх и тревогу, потому что ему необходимо покинуть привычный, понятный и безопасный дом и попасть в огромный новый мир со своими правилами и требованиями. Представьте, если бы и для него дом был небезопасным местом, наверняка возникли бы проблемы. Получает ли ребенок поддержку, внимание и заботу? Комфортно ли ему в стенах собственного дома? Сможет ли он вернуться из «большого, страшного мира» и восстановить свои силы?
Если ребенок сильно устает?
В любом случае школа – это стресс. Первоначально усталость – это нормально и естественно, но в этот период ребенку необходима поддержка близких. У некоторых детей могут наблюдаться психосоматические проявления, связанные с тревогой: боли в животе и голове, частые болезни. Следите за тем, чтобы ваш ребенок был расслаблен и не переутомлен. Если младший школьник чувствует себя комфортно, он может хорошо развиваться и учиться. Кстати говоря, мы вернулись в семейную атмосферу.
Другая ситуация, когда сын или дочь долгое время выглядит уставшим, не хочет идти в школу, пропускает занятия, часто болеет. Это может указывать на то, что школа не адаптируется. Вам нужно поискать причины внутри семьи и прислушаться к детям.
В семьях мы ищем безопасности, принятия, стабильности и предсказуемости. Дом – это место, где дети хотят обрести покой, комфорт и поддержку. Если в семье проблемы, если родители постоянно спорят и решают проблемы, если между взрослыми постоянно возникают недопонимания или, например, если кто-то алкоголик, тяжело психически больной или наркозависимый, дом перестает быть островом. Безопасность и восполнение психоэмоциональных ресурсов детей.
Я некоторое время работала в реабилитационном центре для несовершеннолетних и обнаружила закономерность: чем хуже атмосфера в семье, тем хуже чувствует себя ребенок, тем сложнее ему учиться и адаптироваться в школе. А если семья неблагополучна или деструктивна, у детей неизбежно развиваются эмоциональные и психологические проблемы, ведущие к трудностям в адаптации и обучении. Все это может повысить уровень тревожности и повлиять на успеваемость и отношения с одноклассниками и учителями.
Что мы можете сделать, чтобы помочь ребенку адаптироваться к школе?
Совет детского и семейного психолога YouTalk:
Сообщите об ожиданиях
Перед поступлением в школу обязательно обсудите с ребенком его график и то, как будет организован его повседневный быт. Но не переоценивайте стоимость школы и не обещайте того, что вы не можете контролировать (например, завести новых друзей в первую неделю). Если первый опыт вашего ребенка оказался не таким, как он ожидал, школа уже может показаться ему скорее пугающей, чем увлекательной.
Познакомьтесь с завучем
В каждой школе могут быть свои правила. Обычно выступления перед учителями проходят на родительских собраниях без участия учащихся. Но если у вас есть возможность поговорить с учителем в пределах слышимости вашего ребенка, воспользуйтесь ею. Даже если это всего лишь краткий разговор на несколько минут. Это покажет, что учитель — это тот, кто вам нравится и которому вы доверяете. Дети с большей вероятностью будут формировать привязанности.
Не перегружайте себя и своих детей
Нет сомнений, что внеклассные занятия, кружки и отделения полезны и интересны для детей, но в течение первых нескольких месяцев учебы в школе можно отложить эти занятия, не утяжеляя при этом нагрузку.
Планируйте отдых вашего ребенка
Попробуйте каждый день выделять время, чтобы ребенок мог заниматься тем, что ему больше всего нравится: играть, гулять или просто лежать на диване. Постарайтесь не сокращать это время, даже если домашнее задание не выполнено.
расслабься
В первые несколько месяцев или лет вы, возможно, выполняете домашнее задание вместе с ребенком, и иногда это может быть сложно. Он может не понимать задания и долго сидеть на простых примерах. Очень важно, что вы способны поддерживать его в таком темпе, не нервничая, не ругаясь и не торопясь. Чтобы этого добиться, дайте себе отдых и правильно расставьте приоритеты.
Не заставляйте себя, думайте позитивно
Дети понимают ваш невербальный язык и угадывают эмоции. Не спрашивайте его, не слишком ли он напуган — это может испугать его еще больше. Но если он кажется обеспокоенным перед школой или на выходных, заверьте его, что с ним все будет в порядке и что вы всегда будете рядом, если он ему понадобится.