Последняя из конфет
Только когда теряешь что-то, осознаешь, какой привилегией было обладание.
Американские ученые Эд О’Брайен и Фиби Эллсворт из Института социальных исследований Мичиганского университета недавно провели умное исследование, показывающее, как на наши решения могут влиять, казалось бы, мелочи.
Ученые пригласили в лабораторию 52 студента попробовать пять видов конфет: молочный шоколад, темный шоколад, сливки, карамель и миндаль. В начале исследования их разделили на две группы. Во время общения с первой группой студентов экспериментатор наугад доставал из пакета по конфете и раздавал каждому студенту. Каждый раз, прежде чем вынуть следующую конфету, он говорил: «Вот следующая конфета». Студентам предлагалось выбрать самую вкусную конфету. В результате все конфеты получили одинаковую оценку.
То же самое экспериментатор сказал другой половине студентов. Только когда он вынул последнюю конфету, он предупредил: «Это последняя». Затем ситуация изменилась — если в первом случае последняя конфета в 22% случаев стала лучшей (эквивалент случайному выбору).), то после слов «последняя конфета» выбирается в 64% случаев. Этому может быть несколько объяснений. Во-первых, узнав о том, что веселье подходит к концу, многие люди стараются как можно больше насладиться моментом. Во-вторых, мы привыкли, что фильмы имеют счастливый конец, а ужин заканчивается десертом. Последний поцелуй перед прощанием, последний день экзотического отпуска, последний кусочек стейка – нам всегда кажется, что в этом что-то есть, и это доказывает сладкий эксперимент.
Как ни странно, в жизни такая ситуация может привести нас к принятию неверных решений, не имеющих ничего общего с ценностью нашего выбора. Представьте, что вам нужно выяснить, что действительно важно. И одна из них была объективно лучше остальных, но она, к сожалению, стала последней. Так сложилось дело, мы не выбрали одно важное, мы выбрали другое. Теперь, когда вы поняли эффект «последней конфеты», попробуйте принять его во внимание.
О’Брайен Э., Эллсуорт П.С. Оставляя лучшее напоследок // Психологическая наука. 2012. 23(2).