Публичные дома в Российской империи
Из классической литературы и исторических фильмов нетрудно узнать, что до революции проституция была в России вполне легальной профессией. Так называемые публичные дома существуют официально и подчиняются правилам, установленным властями.
С желтым билетом
Видно, что нелегальная проституция существовала всегда. Например, есть секретные «дома свиданий». Иногда к ним даже приходили замужние женщины, которые хотели найти любовника на ночь, но не хотели прославиться. Не говоря уже о женатых мужчинах и холостяках. Однако чаще всего клиенты приходят, чтобы купить внимательные услуги сожительниц.
В царствование Николая I в связи с ростом числа венерических заболеваний был издан специальный указ о легализации публичных домов. Их можно открыть только с разрешения полиции. Девушкам до 16 лет запрещено работать в публичных домах. Жрица любви должна зарегистрироваться в полиции и получить вместо паспорта специальный «желтый билет». Лица, имеющие такие билеты, должны проходить регулярные медицинские осмотры, организуемые полицией.
великолепие и нищета
Бордели разделены по категориям: самые дорогие бордели обслуживают представителей высших слоев общества. Там исполняются самые сложные фантазии клиентов, вплоть до организации групповой оргии. На первый взгляд такой дом больше похож на клуб: богато обставлен, подано дорогое вино и закуски. Самые дешевые заведения — это просто убогие бордели, посещаемые в основном представителями криминального мира.
Чаще всего в руки владельцев публичных домов попадают женщины и девушки, оказавшиеся без жилья и доходов — бывшие горничные, фабричные работницы, часто уже соблазненные каким-нибудь мужчиной. Пример из классики — Катерина Маслова в «Воскресении» Толстого, которую в восемнадцать лет соблазнил князь Дмитрий Нехлюдов.
Были случаи, когда девушек и женщин обманом заманивали в публичные дома. Хозяйка публичного дома приглашает понравившегося ей мужчину «остаться». К другим обитателям борделя она относится как к своим друзьям или родственникам, а к клиентам – как к «гостям». Затем эту «новую девушку» как бы случайно знакомят с одним из посетителей. Если девушка хотела уйти, она получала счет за «услуги» — еду и жилье, и он был весьма существенным. Они сказали, что то, что они получили, нужно решить. Понятно как. Иногда случаются изнасилования, и девушкам часто не остается иного выбора, кроме как смириться со своей судьбой, тем более что многие опасаются, что их родственники или женихи обнаружат их позор.
Если окажется, что девушка еще девственница, ее могут предложить привилегированному клиенту и назначить за ее «свежесть» высокую цену. Есть также владельцы публичных домов, которые пытаются замаскировать свои обвинения под невиновных девушек, если они выглядят невиновными, и неоднократно выдают свою «невиновность».
Есть еще крестьянки и княжны…
Жрицы любви часто меняли имена: их могли называть «грузинскими принцессами», «турчанками» или «маркизами». Хотя большинство людей, работающих в публичных домах, являются представителями низшего класса, например, крестьянками или буржуйками без образования и занятий.
Представители интеллигенции, особенно дворянства, были здесь редким исключением. Они могут оказаться в борделе, потерять средства к существованию или стать бездомными по той или иной причине. Классический пример, знакомый каждому еще со школьной скамьи, — Соня Мармеладова в романе «ФМ». Достоевский «Преступление и наказание». Она дочь бывшего официального и номинального советника Семена Мармеладова, который присоединяется к группе для сбора средств для семьи. В романе Всеволода Крестовского «Петербургское гетто» княгиня Анна Чечевинская забеременела от любимого князя Садурского, сбежала из дома и стала публичной женщиной. Такая же участь ждала и ее внебрачную дочь. Очевидно, что это литературный вымысел, но такая история могла произойти и в реальной жизни. Кстати, цена общения с «элитными» проститутками тоже очень хорошая, поскольку такие женщины обычно хорошо образованы, умеют музицировать, знают иностранные языки и знают правила этикета.
«Реликт буржуазии»
После революции большевики заявили, что продажная любовь — это пережиток «буржуазного» прошлого. Поэтому проституция в Советской России была незаконна, а представителей «первой древней» профессии пытались «изобретать» и привлекать к общественно полезной деятельности и работам.
Сегодня, несмотря на многочисленные предложения легализовать проституцию, она остается незаконной, а подпольные «места знакомств» постепенно закрываются. Какими бы ни были аргументы в пользу коррумпированного поведения, давайте признаем, что это по-прежнему аморально…