А профориентация еще нужна? Специалист – о том, как подростки решают, кем быть
По статистике, 21% студентов бросают школу, не получив диплома, а более 40% высокообразованных специалистов не занимаются своей профессиональной деятельностью. И многие из них делают это потому, что разочаровались в профессии. Как помочь подросткам найти себя и определиться со своим направлением, чтобы они не потеряли веселые годы своей жизни? Над этим вопросом мы попросили эксперта CareerEasy и эксперта по профориентации Юлию Тюрикову.
Есть два понятия – «профориентация» и «профориентация». Их часто путают. Профориентация – это информация и навигация по карьере и сферам карьеры.
Карьерное самоопределение шире – это деятельность человека, самостоятельно выбирающего свое будущее. Вы не сможете этого сделать, если сами не будете усердно работать. Именно об этом мы и поговорим.
Короче говоря, человеку необходимо ответить на вопрос: «Почему, как и кем мне стать профессионалом?» Это важно, так как помогает более четко строить планы на будущее.
Вы можете начать говорить с ребенком о карьере еще в детском саду (не переусердствуя с ранней диагностикой). Тогда им открывается более широкая картина мира. Интересно, что более 500 000 15-летних из 79 стран проявили интерес к ограниченному числу профессий. Треть из них хотят работать только в десяти традиционных профессиях, таких как врачи, учителя, инженеры, ученые, менеджеры (данные PISA — международного проекта, оценивающего образовательные достижения студентов).
Часто выбор карьеры делается поспешно, в десятом или одиннадцатом классе. Выпускники сталкиваются с колоссальным давлением: общество и родители требуют от детей как можно скорее определиться со своим будущим, выбрать вуз и начать готовиться к экзаменам. Поэтому этот выбор может оказаться ошибочным.
Если говорить о профориентационных работах, то к ним обычно идут подростки старше 14 лет. Это начало или середина девятого класса при выборе колледжа или десятого класса. Есть также много учеников 10 и 11 классов, готовящихся к поступлению в колледж. В то же время в российских школах на данный момент нет четкой системы профориентации. В некоторых странах проводится множество мероприятий и этому уделяется много внимания, а в других ограничиваются каким-то тестом раз в год. Такая деятельность требует ресурсов, а не только финансирования. У школьных психологов и учителей большая нагрузка, а профориентационных занятий нет. Поэтому обычно это делается за пределами кампуса.
Это требует интереса, желания, времени и усилий со стороны всех участников: администрации, учителей, родителей и самих учащихся.
Однако во многих городах есть государственные консультационные центры по трудоустройству и центры занятости, которые предоставляют молодым людям рекомендации по трудоустройству. Например, в Москве это «Моя профессия», в Питере — «Вектор». Есть много других программ профориентации, CareerEasy – одна из них.
Как найти то, что будет интересно в будущем?
Во-первых, поймите, что профессиональный выбор не может быть вечным. В школе можно хотеть одно, в колледже другое, а после окончания школы третье. Это хорошо. Важно анализировать и пробовать разные области. Попробуйте больше. Можно часами думать о том, как здорово работать ветеринаром, но после дня, проведенного в ветеринарной клинике, понимаешь, что это не так.
Родители часто имеют определенные ожидания и желания, которые, к сожалению, основаны исключительно на их опыте. Если ваших родителей окружают успешные юристы, они могут решить, что профессия юриста — идеальный выбор для их ребенка.
Возможен и обратный вариант – девальвация выбранной подростками профессии на основе стереотипов. Конечно, это вообще не имеет смысла.
Родителям важно иметь возможность говорить с подростками о самоопределении без сильных эмоций, негатива и манипуляций. Иногда к нам приходят родители, и мы рекомендуем им сначала поговорить с психологом, чтобы улучшить отношения с детьми, а уже потом обращаться к теме самоопределения.
Важна и среда, в которой формируются предпочтения подростка – встречи со специалистами (например, друзьями родителей), интернет-ресурсы, экскурсии, мастер-классы, личные консультации, фильмы, сериалы и тренинги.