Можно ли быть умным, но не творческим? Или творчество — результат высокого интеллекта? Ученые изучают интеллект и креативность отдельно и проверяют интеллект более ста лет, а креативность — около шестидесяти лет.
В словаре профессиональных исследователей понятие «интеллект» — это способность схватывать, понимать смысл вещей и понимать, как действовать, а не просто книжные знания, узкие академические навыки или сообразительность при решении тестов.
Кто умнее?
Британский ученый Р. Линн провел исследование, в котором оценивал не интеллект отдельных людей, а интеллект целых стран: в его работе были приведены показатели IQ для 192 стран. Оказывается, самые высокие показатели IQ имеют жители Северо-Восточной Азии (Китай, Япония, Южная Корея) (самый высокий показатель IQ у жителей Гонконга — 108 баллов). Жители тропической Африки имеют самый низкий IQ. Их интеллект составляет всего 67 баллов. Интеллект европейцев (в том числе жителей России) находится на среднем уровне (около 99 баллов). Авторы обнаружили парадокс: азиаты набрали самые высокие баллы по сравнению с европейцами, но получили гораздо меньше престижных наград, таких как Нобелевская премия за творческие достижения. В то же время африканцы с самым низким интеллектом имеют и самые низкие показатели получения различных наград. Р. Линн пришел к выводу, что хотя жители Северо-Восточной Азии имеют более высокий IQ, они менее креативны, чем европейцы.
Вообще говоря, вопросы тестов на интеллект не имеют ничего общего с проблемами, которые человеку приходится решать в жизни. Классический пример — установление логических закономерностей в ряде геометрических фигур, чисел и слов. После прохождения теста подсчитайте количество правильных ответов. Затем это число преобразуется в показатель IQ, при этом IQ, равный 100, считается средним.
Голландский художник Берт Симонс создает реалистичные скульптуры из бумаги. В окончательном варианте скульптура массивная и очень похожа на настоящую.
Креативность – это способность генерировать новые идеи, оригинальные и значимые. Креативность связана со способностью мыслить в разных направлениях. Суть теста на креативность заключается в том, чтобы придумать как можно больше идей для решения конкретной задачи. Например, попросите человека представить, как можно было бы использовать кирпич. Ответы оценивались по нескольким критериям. Критерием беглости было количество полученных ответов. Человек считается творческим, если он выдвигает как можно больше разных идей. Следующий критерий – оригинальность. Это стандартный или нестандартный ответ. Если ответ дал почти каждый (например, используя кирпичи на стройке), то такой ответ считается неоригинальным. Если ответ даст всего несколько человек или даже один человек (например, кирпич можно привязать к веревке и он станет якорем для надувной лодки), то он получит высокие оценки за оригинальность.
Иногда для оценки творчества психологи рекомендуют сочинить стихотворение или сделать коллаж по определенным правилам, а затем поручить оценку произведению художнику или поэту.
Мы видим, что интеллект и креативность изучаются по совершенно разным принципам. При решении интеллектуальной задачи испытуемый должен прийти к единственному правильному ответу. Решая творческую задачу, нужно придумывать идеи и находить множество оригинальных решений. Более того, творческие задачи почти такие же, как задачи, с которыми люди сталкиваются в жизни, чего нельзя сказать о задачах в тестах на интеллект.
Городской парк Биовей (Мевен) во Франции каждый год во время Фестиваля лимонов украшают фигурками сказочных героев, сделанными из цитрусовых.
По-прежнему необходимо понять, как интеллектуальные и творческие достижения связаны друг с другом. Некоторые учёные считают, что интеллект и креативность — независимые способности: одно не обязательно подразумевает другое.
Например, одно исследование показало, что дети с высоким интеллектом и явными творческими наклонностями уверены в своих силах, умеют подавлять эмоции, чувства и желания, легко сосредотачиваются и любопытны. Студенты с низким интеллектом и небольшими творческими способностями становятся оседлыми и удовлетворенными жизнью. Их низкий IQ может компенсироваться коммуникабельностью или наоборот некоторой пассивностью.
А вот одаренным детям с интеллектом ниже среднего приходится труднее. Они отметили низкую самооценку, постоянные конфликты между своим мировоззрением и школьными требованиями, неуверенность в себе и боязнь осуждения других. Умные дети с низкой креативностью направляют свою энергию на обучение, неудачу воспринимают как катастрофу, боятся выражать свое мнение и общаться.
Мы видим, что с трудностями в жизни сталкиваются преимущественно две последние группы детей с разным уровнем интеллектуального и творческого развития. Возможно, высокий интеллект и высокая креативность станут механизмом, который не оставит человека беспомощным. Низкий интеллект и низкая креативность вообще не доставят своему обладателю никаких проблем.
Художник южноафриканского происхождения Стивен Грегори использует в своих работах человеческие кости и украшает их бронзой и полудрагоценными камнями.
Другие ученые придерживаются теории порога, согласно которой интеллект и креативность тесно связаны ниже определенного значения IQ (115-120 баллов) – чем больше интеллект, тем выше креативность. Когда уровень интеллекта высок (выше 120), эти две способности становятся независимыми друг от друга. Другими словами, только сверхразумные люди могут проявлять или не проявлять творческие способности, тогда как для обычных людей интеллект является необходимым условием творческих способностей.
Напротив, ученые придерживаются третьей точки зрения, согласно которой интеллект и креативность — это тесно связанные способности: высокий интеллект означает высокую креативность, а низкий интеллект означает низкую креативность.
В начале 20 века Л. Термен и К. Кокс использовали биографические данные для оценки интеллекта 282 великих людей прошлого — Наполеона, Лютера, Бетховена, Рембрандта, Ньютона. Оказывается, их показатели IQ чрезвычайно высоки. Самый низкий интеллект у Дж. Вашингтона, у него всего 130 очков. Самый высокий — интеллект Гете, который составляет около 200 баллов.
Скульптура из металлических вешалок и портрет Бриджит Бардо из почтовых марок. Выставка британского скульптора Дэвида Махера «ИКОНОГРАФИЯ» в Париже.
Начало 1950-х годов. Э. Ро взял интервью и протестировал 64 самых выдающихся ученых Америки в области физики, биологии, психологии и антропологии. Все учёные известны своим чрезвычайно высоким интеллектом: показатели IQ 121-194. Можно сделать вывод, что очень талантливые люди, как правило, очень умны.
Вообще говоря, разделение интеллекта и творчества условно. Например, трудно представить, чтобы какой-нибудь великий учёный с высоким IQ не открыл ничего нового в своей области науки.
Полотна художника Бена Уилсона — это обычная жвачка, приклеенная к тротуару лондонской улицы.