В моменты неудач у многих порой появляется чувство: все против меня, со мной что-то не так или весь мир вообще не в порядке. Интересно то, что понятие «враждебность» мы все понимаем по-своему. Есть наш личный опыт, который задает настроение и заставляет оценивать происходящее негативно, а есть какие-то «настройки», ведущие к определенному восприятию реальности.
Наши «враги» или разные типы личности?
Более 50 лет назад американский клинический психолог Тайби Кэлер изобрел методику Процесс модели коммуникации, или Process Communication Model (PCM). Согласно этой модели он условно разделил людей на 6 типов. В каждом человеке представлены все шесть, но один тип личности является базовым, и его мы проявляем особенно ярко.
При этом важно помнить, что человек представляет собой структуру личности, где есть место различным типам. Все они имеют свои сильные стороны, свою манеру взаимодействия и свой стиль поведения в стрессе.
И когда какой-то человек (коллега, член семьи, знакомый) проявляет черты типа личности, которые нам не свойственны, то он воспринимается как «враг». Его позиция нам непонятна, манера общения вызывает отторжение, нам некомфортно, мы не согласны, настроение уходит в крутое пике до уровня «мир меня не принимает». Но на самом деле всё не так…
Давайте посмотрим, как это работает.
Кто все эти люди?
Итак, у нас есть шесть персонажей. Каждый имеет свои сильные стороны, демонстрирует определенные паттерны в общении, в состоянии стресса проявляется особым образом.
Иван, руководитель отдела логистики (тип личности: ЛОГИК)
Иван — дисциплинированный, организованный, логично мыслящий человек. Он много и ответственно работает, хорошо разбирается в ситуации и старается контролировать все рабочие процессы. Для него важно быть признанным за свои профессиональные качества. Он любит задавать вопросы и обмениваться информацией, чтобы принять правильное решение.
У Ивана высокий уровень мотивации, он доводит дела до конца
В стрессе он предъявляет высокие требования к себе, что нередко приводит к трудоголизму и нежеланию делегировать, а также ожидает такого же уровня ответственности от других. Иван гневается, удивляясь, как окружающие не понимают простых вещей.
Мария, школьный преподаватель (тип личности: УПОРНЫЙ)
Мария не зря выбрала профессию преподавателя. Ее внутреннее интуитивное желание — менять мир к лучшему. Она наблюдательна, добросовестна, сознательна. Мария любит дискуссии, она ценит людей, у которых есть убеждения и принципы. При этом она верна своим идеям и сделает все, чтобы ими поделиться. Она преданна делу и серьезно вовлечена в процесс.
Психологическая потребность Марии — признание ее мнения и вклада в работу
В стрессе она становится критичной, придирается, не замечает хорошего, сконцентрировавшись на плохом. Мария негодует, когда не видит достаточной вовлеченности и сознательности в других.
Елизавета, HR-менеджер (тип личности: ДУШЕВНЫЙ)
Все коллеги любят Елизавету за умение проявлять заботу, желание помочь. А Елизавета отвечает взаимностью не только коллегам, но и родным, друзьям и друзьям друзей. Елизавета чувствует настроение других людей. Она воспринимает этот мир через ощущения, эмоции. Ей не нравится конфликтовать, даже необходимость отказать и расставить границы в общении вызывает у нее трудность.
Елизавета предпочитает общаться мягко, в доброжелательном тоне
В стрессовых ситуациях она легко расстраивается, виня себя за все возможные промахи. Нередко все заканчивается слезами. И, вернувшись с работы домой, она продолжит дорисовывать негативные картинки произошедшего, представляя, что все считают ее полной дурой.
Евгений, дизайнер (тип личности: МЕЧТАТЕЛЬ)
Не все коллеги знают, как зовут этого спокойного, молчаливого человека, который редко вступает в коммуникацию. При этом Евгений видит и знает коллег, но ему необязательно участвовать в разговоре. У Евгения богатое воображение, он часто погружен в себя. Ему легко представлять различные варианты развития событий, поэтому в речи он нередко использует такие конструкции как: «представляю, как это могло бы быть», «возможно, это могло бы развиваться по такому сценарию».
Иногда возникает ощущение, что Евгений живет в каком-то параллельном мире
В стрессе у него появляется желание выйти из общения, и если он не уединится для того, чтобы «подзарядить батарейки», то он может и на самом деле исчезнуть из поля зрения.
Полина, основатель танцевальной школы (тип личности: БУНТАРЬ)
Если спросить друзей Полины, какой она человек, они скажут, что она веселая и креативная. Полина умеет разрядить напряженную обстановку анекдотом. Она обожает своих друзей и готова закатить вечеринку или просто организовать встречу с ними при каждом удобном случае. Ей не нравятся сложные рутинные процессы, требующие усидчивости. Она выступает за полную свободу! Если кто-то пытается навязать ей определенные правила или ограничить ее в чем-то, Елизавета найдет способ обойти эти препятствия.
Зато она здорово умеет найти нестандартное решение и придумать что-то, чего раньше никто не делал
Когда ситуация накаляется, Елизавета снимает с себя всю ответственность и делает вид, что не понимает, о чем идет речь. В стрессе она также демонстрирует токсичность, используя злые шутки и провокационные замечания.
Никита, предприниматель (тип личности: ДЕЯТЕЛЬ)
Никита всегда знал, что хочет иметь свой бизнес и зарабатывать большие деньги. Еще в школе он начал продавать готовые домашние задания с ответами и решениями своим одноклассникам. Он с детства проявлял лидерские качества. Сила Никиты в предприимчивости, обаянии, адаптивности. Он легко встраивается в новую реальность, не грустя о прошлом. Никита многозадачен и умеет находить выходы в сложных ситуациях, которые не под силу другим.
У него хорошо развита интуиция, и хотя он не всегда умеет все досконально просчитать, именно интуиция помогает ему принять верное решение
В стрессовых ситуациях Никита предлагает другим выкручиваться самим, проверяя, насколько сильный перед ним человек. В конфликте он может прибегнуть к манипуляциям, изменениям договоренностей. Если видит, что ситуацию сложно вырулить с пользой для себя, бросает все и всех и начинает двигаться в новом направлении.
Откуда берется враждебность?
Враждебность не универсальное понятие. Однако в нем есть общая объединяющая составляющая. Враждебность мы всегда испытываем в состоянии стресса. А вот стресс мы демонстрируем и чувствуем по-разному.
Стресс
Давайте поговорим о том, что такое стресс. Существует масса определений. Канадский ученый Ганс Селье, который является родоначальником науки о стрессе, считал, что стресс — это нереализованное ожидание. Это бессознательное ожидание зарождается и формируется у каждого типа личности определенным образом.
6 типажей в стрессе
Иван ожидает, что все будет происходить четко по плану. Окружающие будут действовать в соответствии с договоренностями и выполнять работу ответственно и на высоком уровне.
Мария ожидает, что у каждого человека должны быть принципы, которым он должен быть верен. Все окружающие, по мнению Марии, должны демонстрировать усердие и упорство, так свойственные ей.
Елизавета ожидает от окружающих доброго отношения и расположения. Ей хорошо удается сдерживать свой гнев, если что-то идет не так, и она ждет, что все будут поступать так же.
Евгений ожидает противоположных, казалось бы, на первый взгляд, вещей. С одной стороны, ему хочется видеть деликатность в общении людей, он ждет возможности уединения, уважения к своим границам, с другой стороны, он ожидает приглашения в коммуникацию, что позволит ему почувствовать себя нужным.
Полина хочет праздника. Она ожидает, что чем бы она ни занималась, ей не должно быть скучно. К тому же она рассчитывает на свободу и отсутствие внешнего контроля, при этом бессознательно понимая, что рамки ей необходимы.
Никита ожидает, что в его жизни будет много интересных проектов и дел, которые принесут ему успех и славу. Он также ждет, что окружающие его люди будут сильными и быстро реагирующими, одним словом, такими же, как он сам.
Что происходит в итоге?
Если наши ожидания не реализуются, мы чувствуем, что мир враждебен. Именно нереализованное ожидание вызывает в нас гнев, разочарование, негодование и массу других эмоций со знаком минус. Как они могли так поступить? Неужели непонятно, что так делать нельзя? Вот наши типичные вопросы, которые мы адресуем целому миру.
На самом деле всего этого негатива можно избежать, если поближе взглянуть на свои ожидания. Это непростая, глубокая работа. Для начала необходимо признать, что эти ожидания есть. Затем определить, какие именно ожидания приводят к стрессу, и попробовать «перепрошить» эти ожидания. Ведь если задуматься, они не имеют под собой больших оснований.
Логик (Иван)
В основе ожиданий Ивана лежит его установка, что он все всегда должен делать на отлично. Те, кто ведет себя иначе, может помешать ему чувствовать себя компетентным. Ивану важно осознать, что его окружают разные люди, у многих из которых есть другие сильные качества, кроме умения действовать по плану и все структурировать.
Ему нужно принять, что иногда случается непредсказуемое и это не трагедия, а скорее всего возможность. Это может произойти, когда Иван разрешит себе быть несовершенным и признает, что ошибка — это не конец света.
Упорный (Мария)
Мария, ожидая совершенства от этого мира, в глубине души боится и понимает, что он не такой. Она проявляет силу и упорство, чтобы ее ни в чем нельзя было упрекнуть. Марии требуется просто «отпустить» эту установку. Произойти это может через внутреннюю работу с собой и осознание, что мир никогда не был и не будет совершенным. Ей нужно научиться сверять свое восприятие с другими людьми и допускать, что они могут думать иначе, и в их инаковости и есть ценность.
Душевный (Елизавета)
Елизавете необходимо поработать с самооценкой и сказать себе, что она имеет ценность, даже когда внешние проявления других людей по отношению к ней недоброжелательны. Нужно перестать ожидать, что все будут добры и любезны. Если кто-то не поздоровался, это не значит, что ее не любят, Елизавету просто могли не заметить или человек был погружен в собственные размышления.
Мечтатель (Евгений)
Ожидания
Евгений ожидает от других людей инициативы и приглашения в коммуникацию. Ему нужно научиться самому проявлять инициативу и заявлять о своих потребностях. Тот факт, что за ним не пришли и не пригласили куда-то, не стоит расценивать как игнорирование. Ожидание действий от других блокирует его собственную силу и заставляет подавлять чувства.
Бунтарь (Полина)
Ожидания
Полина ожидает, что кто-то примет решение и возьмет ответственность за нее. У нее также есть ожидание, что все и всегда должно быть легко и приносить удовольствие. Полине стоит признать эту свою потребность и одновременно принять, что есть ситуации, когда нужно доводить дела до конца, что результат имеет значение. Достигнуть этого Полина сможет, когда научится просить о помощи и осознает, что те, кто умеет кропотливо и ответственно работать имеют ценность, не просто «зануды и ботаны», у них есть чему поучиться.
Деятель (Никита)
Ожидания
В основе ожиданий Никиты как будто есть бессознательная установка, что другие существуют для того, чтобы помочь в достижении его личного успеха. Никите важно научиться взаимодействовать с людьми через сотрудничество, а не путем соревнования или использования других. Если он сможет осознать, что первое место не всегда должно быть за ним, что с людьми можно строить близкие отношения и доверять им, Никита сможет отпустить напряжение.
Как всего этого добиться и перестать видеть в окружающих «врагов»?
Каждый из нас имеет разный уровень ожиданий. Если вы узнали в одном из героев себя, проанализировали свои потребности, поведение и поняли, что в какой-то степени эти ожидания в вас присутствуют, но они не являются деструктивными ни для вас, ни для окружающих, можно ничего не предпринимать и двигаться в привычном для себя паттерне.
Если же вы увидели, что эти сценарии регулярно приводят к провалу, мешают вам взаимодействовать с людьми из позиции «я-ок, ты-ок» («я имею ценность, мои мысли и убеждения имеют ценность, так же как и ты, и твои убеждения; никто из нас не хуже и не лучше другого»), то, безусловно, стоит что-то изменить.
Кому-то нужно поработать с убеждениями, кому-то прибегнуть к практикам расслабления и дыхательной гимнастике (очень хорошо работает со всеми типами личности и вне зависимости от проблемы). Для кого-то актуальна будет работа с самооценкой, другим — работа над развитием эмоционального интеллекта и пониманием чувств окружающих.
Есть масса способов повысить осознанность и решить личную задачу. Помним также, что личную терапию и коучинг никто не отменял. Что бы вы ни выбрали, показателем успешности будет облегчение. Если вы почувствовали, что напряжения в вашей жизни стало меньше, а принятия больше — вы на верном пути.
>Анна Мусаханова