Исследователь Массачусетского технологического института Лаура Шульц доказала, что прямое объяснение и руководство — палка о двух концах. Они улучшают узкоспециализированные знания детей об окружающем мире, но снижают их инициативность в познании мира.
Лаура подарила детям необычные игрушки и научила их разным играм с ним. Оказывается, дети, которым объясняют одно из устройств игрушки, быстро теряют к ней интерес и не могут обнаружить другие ее особенности.
Для проведения эксперимента исследователи создали оригинальные игрушки из разноцветных трубочек. Каждая игрушка имеет четыре необычные функции. Если потянуть за желтую трубку, игрушка издаст пищащий звук. Если нажать кнопку, синяя трубка начнет мигать. Если прикоснуться к подушке, то можно услышать несколько нот мелодии. Если посмотреть в черную трубу, то можно увидеть перевернутое изображение.
В исследовании приняли участие восемьдесят пять детей дошкольного возраста. Их разделили на четыре группы, и экспериментатор либо подробно, либо частично объяснил, как работает желтая трубка. В одной из групп экспериментатор не упомянул ни о каких особенностях. После этого детям давали игрушку, которую они могли исследовать самостоятельно. В группе, где детям прямо объясняли, как работает одна особенность игрушки, они даже не пытались искать другие особенности и не нашли ни одной. Во всех остальных группах дети обнаружили одну-две дополнительные особенности.
Этот эксперимент доказал, что дети чрезвычайно чувствительны к поведению своих учителей. Хороший учитель должен уметь сдерживать и мотивировать детей изучать предмет самостоятельно. Однако если есть необходимость «зубрить», то есть четко усвоить материал в заданных рамках, то лучше всего работает прямое объяснение и руководство.