И как заниматься пять раз в неделю и не перегореть
фото: pexels.com Если «тренером» становится папа, а «диетологом» мама, вся семья думает только о победе ребенка и ожидает неприятностей. Почему семье не стоит смешивать спорт и что делать, если тренер кричит на детей – вопрос Анны Даниловой на вопрос спортивного психолога Константина Бочавера. Это интервью было впервые опубликовано в ноябре 2021 года.
Хочешь побеждать — бросай школу?
— Когда я повел дочь играть в теннис, тренер спросил: «Чего ты хочешь? Если ты хочешь заниматься профессиональным спортом, тебе следует уйти из школы прямо сейчас». Откуда родителям знать, куда отдать ребенка: в профессиональный спорт, в любительский или куда-то рейтинговый и не более того?
——Спорт от спорта отличается. Некоторые виды спорта требуют очень ранней специализации, например сложные координированные движения, фигурное катание, художественная гимнастика. Там, когда ребенку исполняется три-четыре года, выбор делается совместно родителями и тренерами. Тогда уже слишком поздно.
В большинстве видов профессиональный спорт предназначен для взрослых, а детский спорт известен как детско-юношеский спорт. Очевидно, что само по себе физическое воспитание очень полезно для всех. Это вносит огромный вклад в физическое и психическое здоровье и личные навыки. Дети заводят друзей во многом благодаря спорту.
Но траекторию спорта не следует продумывать одним махом – шаг за шагом, от первоклассного до Уимблдона. Потому что слишком много факторов на это влияют.
Ни один тренер или родитель не может выйти за рамки полового созревания и увидеть, как изменится конституция и физические качества ребенка. Мы не можем предсказать, сохранится ли мотивация — если она куда-то пойдет, вы не будете заставлять себя вести себя хорошо.
что делать? Отправьте своего ребенка туда, где ему это понравится и где у него будет больше шансов подготовиться к успеху. Поначалу обычно у всех все идет хорошо. Потом, через некоторое время, тренер уже может выявить талант и сказать: «Если будешь усердно работать, тебя здесь ждет большое будущее». Или может сказать: «Нет, я пока не вижу перспектив».В этом и заключается талант.
С течением времени продолжают появляться детские и юношеские спортивные таланты. Если ребенок поначалу хорошо бегает, это не значит, что он будущий спортсмен и бегун, он просто получает от этого удовольствие. Что ж, отлично. Потом, со временем и годами тренировок, талант проявится и с ним уже можно что-то сделать. Возможно, малыш станет спортсменом.
Не обязательно всю оставшуюся жизнь заниматься одним видом спорта.
Даже многие выдающиеся спортсмены не сразу начали заниматься этим видом спорта, а пробовали его неоднократно.
Мы занимались гимнастикой, каратэ, бегом, лыжами, а потом неожиданно выбрали вид спорта, в котором добились больших успехов.
По поводу выбора следует помнить только одно – чем раньше вы начнете заниматься физкультурой, тем лучше. Ты можешь уйти в любой момент – будь тебе восемь, двенадцать или восемнадцать. Чем раньше мы приобщим наших детей к занятиям спортом, тем больше вероятность, что они будут здоровее, сильнее, умственно сильнее и устойчивее к стрессу, чем их сверстники. Возможно, это также эффективно в спорте.
Поэтому упражнения абсолютно необходимы. Ни один эксперт не может заранее сказать наверняка, как именно будет выглядеть траектория.
Как не перегореть, когда тренировки пять раз в неделю
«Я вижу детей, занимающихся разными видами спорта, которые ежедневно тренируются по три-четыре часа к тому времени, когда им исполняется шесть-восемь лет. Но большинство детей тренируются два-три раза в неделю по часу каждый раз. Номер один. Будет ли достижение большим?
——Задача отличного детского тренера — не подготовить чемпионов мира. В детском и подростковом спорте важнее всего следить за тем, чтобы дети не потеряли мотивацию, не стали инвалидами, не перегрузились. Это самое главное. Наиболее интересные результаты проявляются еще после подросткового возраста.
Да, это не для всех, но, как и в большинстве видов спорта, на юношеском уровне нужно много тренироваться, восстанавливаться, но при этом знать некоторые ограничения.
Дети часто страдают от перегрузок физической нагрузкой – две тренировки семь дней в неделю. А он раньше получил травму и ушел из спорта. Или он раньше устанет и у него возникнет отвращение к тому, что он делает.
Тем не менее, самым важным занятием в жизни ребенка является игра, и это очень заметно в подходе большинства хороших тренеров. Конечно, с ними придут играть детки — по правилам, которые они не сами придумали, но тем не менее.
Так что если спорт превращается в какое-то насилие, если амбициозные родители пытаются (возможно, слишком быстро) воспитать какого-то супермена, то это часто приводит к обиде и отвращению. Потом ребенок, уже подросток, получает какой-нибудь драгоценный диплом или уровень, например, кандидата в мастера физкультуры, и говорит: «Всё. Больше в спортзал я больше не ходил».
Поэтому, если мы не хотим, чтобы наши дети перегорели или получили травмы, нам все равно нужен баланс.
Стоит поддерживать его мотивацию к игре, чтобы он был заинтересован и счастлив.
Что касается конкурентоспособности, то дети все разные, у всех разные антропометрические параметры, генетика, наклонности и физические способности. Некоторые люди быстрее выздоравливают, другие быстрее устают. Это выбирается исходя из физических способностей ребенка, способностей тренера и требований конкретного вида спорта. Нет смысла сравнивать десятилетнего футболиста с десятилетним гимнастом, их деятельность совершенно разная.
Но если мы хотим когда-нибудь в будущем добиться хороших результатов, то все будет как в балете: много рутинных и монотонных тренировок.
— Как поддержать ребенка, который вынужден так много учиться? В командных видах спорта – волейболе, теннисе – родители могут выбирать между занятиями два или три раза в неделю. Но у гимнастов часто нет выбора – тренируются пять раз в неделю по три часа. Что можно сделать, чтобы ваш ребенок не выгорал?
— Если вид спорта выбран исходя из интересов ребенка и ему все нравится, то он не будет сравниваться с другими спортсменами. Ни один гимнаст не сравнивает себя с волейболистом, ни один футболист не сравнивает себя с бегуном. Какой в этом смысл? Вы работаете с существующей моделью и, скорее всего, не сможете ее изменить.
Через некоторое время, когда человек показал результаты, к нему, конечно, начинают больше прислушиваться. Если в подростковом или подростковом возрасте ваш ребенок устает и говорит: «Мне нужно больше отдыхать», любой тренер сможет помочь, как и любой родитель.
Но, в любом случае, не мы придумали систему обучения. Если мы занимаемся любительским футболом, то это модель, если мы готовим к профессиональному футболу, то это модель подготовки молодежи футбольного клуба, а не ведомства. Соответственно, то же самое справедливо и для других видов спорта.
Шанс есть почти всегда, форк. Пока не наступит тот день, когда у нас появится выбор – пойти в хоккей или остаться в футболе, остаться в фигурном катании или танцах, уйти из гимнастики и, если есть трудности, в черлидинг. Этот фундамент все равно никуда не исчезает, он вложен в первые несколько лет, а потом, слава Богу, есть много путей и возможностей для реализации.
Поэтому, на мой взгляд, не нужно задумываться о том, почему мы учимся восемь раз в неделю, а дети наших друзей – 16, а другие могут вообще не учиться, а играть на компьютере.
Какой вид спорта выбрать для ребенка?
— Как определить, подходит ли тот или иной вид спорта детям?
— В любом случае ребенок должен быть активным, худощавым, здоровым и физически развитым. Если мы увидим такое в будущем профессионального спорта, то мы пойдем по пути наименьшего сопротивления – будем работать с экспертами, коллегами и друзьями, чтобы выбрать вид спорта с наибольшими шансами на успех.
Грубо говоря, высокий ребенок с большей вероятностью будет играть в баскетбол и волейбол, чем ребенок невысокого роста, а толстый и малоподвижный ребенок с большей вероятностью будет стрелять из винтовки. Важно это понять – легко это или нет?
Если это легко и он с самого начала является фаворитом, он победит, и ему будет легче в дальнейшем установить эту траекторию.
Но возможен и другой вариант – мы хотим гармоничного, целостного образования, а также языка, искусства, танца и музыки. Тогда мы выберем путь наибольшего сопротивления. Сама спортивная составляющая развивает те неразвитые стороны ребенка.
Например, ребенок может быть замкнутым, молчаливым или застенчивым. Мы не хотим вырастить из него спортсмена, нам нужно, чтобы он был счастлив. Что мы будем делать? Мы отправим его в футбольную команду. Нравится вам это или нет, но вы научитесь общаться и обретете друзей. Любой, даже самый застенчивый человек.
И наоборот, если вы гиперактивны и не можете усидеть на месте, займитесь стрельбой из лука – все дело в саморегуляции, контроле, концентрации и вдумчивом мышлении о себе. Работайте, она даст вам больше, чем любой наставник, психолог или кто-либо еще.
— Как интересно!
— Здесь важно то, что то, что у нас работает, там мы наиболее успешны, на самом деле нас не так сильно развивает. Это будет более полезно там, где мы сталкиваемся с трудностями.
— Я правильно понимаю, ребенок с очень гибкими суставами, хорошим сгибанием, но в то же время очень плохим опорно-двигательным аппаратом, он весь согнут — его надо отправить в условное скалолазание, где у него будут укрепляться мышцы. Хотя в тех же соревнованиях по гимнастике он добился бы большего успеха, поскольку мог бы без проблем выполнять шпагат.
— Можно и так сказать.
«Я также много раз спрашивал тренеров: «Подготовлен ли мой ребенок для этого вида спорта?» И многие тренеры говорили мне, что талант может сработать против ребенка. Когда у него все хорошо, он не привык работать. Зачастую одаренные дети, которые добиваются быстрых, крутых и огромных успехов, начинают сильно отставать от тех детей, которые начинали с меньшими данными.
— но более старательно.
— Да.
— Это связано со структурой мотивации. Если одаренный и талантливый ребенок мотивируется сравнением себя с другими, то найдется кто-то, кто лучше его — более старательный, более внимательный, более прилежный, более талантливый. В какой-то момент коса ударится о камень, импульс закончится, и ребенок уйдет из спорта.
Поэтому с точки зрения негативной мотивации наиболее одаренные и талантливые дети всегда находятся в зоне риска и с ними в принципе надо работать.
И в этом задача родителей – дать детям возможность соревноваться самим с собой.
Если кто-то слабее вас и не так быстр, как вы, какая это разница? Самое главное – быть лучше себя. Если ты много работаешь над собой, то ты молодец, а если ты просто удовлетворен тем, что ты лучше других – и что?
Это гонка против самого себя. Если мы прочитаем интервью с Федерером, Джоковичем, Надалем и выдающимися теннисистами, то увидим именно такую мотивацию. Мы увидим, как они сначала соревнуются сами с собой, пытаясь расширить свои границы, и тогда они будут счастливы, а не просто кого-то победят.
Чем одарённее ребенок, тем сложнее будут его мотивы.
Почему родителю не надо быть тренером для ребенка
— Ребенок неизбежно сравнивает себя с одноклассниками — После школы у них кино, какие-то походы, рисование, кружки. Занимайтесь в тренажерном зале пять дней в неделю. Трудно не сгореть. Как ему могут помочь родители?
——Поддерживать внутреннюю мотивацию, делать ее интересной, давать новые знания и удовлетворять любознательность детей. Вместе займитесь спортом. Счастье означает больше положительных эмоций, больше эмоционального подкрепления.
Самое главное – никоим образом не мешать работе тренера. Это чрезвычайно серьезная ошибка. Ребенок почувствует разочарование и безразличие к родителям – даже если не сможет этого выразить. Родители должны любить, заботиться и воспитывать, а не обучать. Авторитет тренера снижается, поскольку родитель берет на себя его роль. Эффективность тренировочного процесса также снизится.
Если родители сами являются тренерами, они могут тренировать своих детей, если готовы взять на себя такую ответственность. Но ни в коем случае нельзя смешивать эти роли.
Спорт, даже если он индивидуальный, – это всегда командная работа, с тренерами, любящими родителями, психологами и, при необходимости, врачами. Если бы они не были спортивным диетологом, маме и папе не приходилось бы составлять план питания или предлагать новые тренировки, когда тренер дает им возможность сделать перерыв. Это вредно для здоровья вашего ребенка.
— В художественной гимнастике всегда говорят о диете. «Мама, твоя дочь слишком толстая, тебе надо сбросить хотя бы три килограмма. Родители должны «дать своим детям похудеть.
«Это делается с помощью хорошего спортивного врача, который учитывает эндокринную систему, конституцию тела, питание, стресс и другие особенности.
Я знаю множество примеров, когда родители из лучших побуждений причиняли вред своим детям.
У девочки-подростка внезапно прекращаются менструации и возникают проблемы со сном. Почему? Потому что ее мать вносила случайные изменения в свою диету и режим. Но мама не врач и ей не следует этого делать.
Поэтому, если родители хотят однажды стать счастливыми бабушками и дедушками, им нужно продолжать оставаться родителями, им не нужно идти в другие профессиональные сферы. Это самое главное, это основа баланса. Есть работа, спорт и семья. Они не должны сливаться в одно.
Зачем идти в спорт, если не станешь чемпионом мира?
—— Всегда есть первое место. Хотя есть много ученых, музыкантов и художников, которые могут добиться успеха, конкуренция в спорте очень жесткая. Какой смысл серьёзно заниматься спортом, если ты знаешь, что не сможешь стать чемпионом мира, чемпионом Европы или даже чемпионом России?
— Как можно заниматься спортом и не верить в себя? Ваш ребенок учится, но не мечтает о победе? Тогда это совсем не соответствует его характеру.
— Может быть, он мечтает о победе. Но чтобы играть серьезно, как в теннис, нужно много денег и усилий. И спонсоры – не все зависит от спортивных результатов. Вокруг еще миллион детей, которые проходят дополнительную подготовку. Должен ли ребенок верить, что он будет самым крутым, или нужно с семи лет объяснять: «Малыш, ты, возможно, не станешь чемпионом мира, но мы будем соревноваться»?
«Я не знаю, зачем отравлять детство человека и тушить огонь в его глазах. Я не думаю, что в этом есть какой-то смысл». Конечно, нужно мечтать об этом и воплотить это в жизнь. Постепенно, благодаря серии соревнований и тренировок, у ребенка выработается зрелая и независимая позиция. Он будет знать, что успех предполагает немного удачи, а главное — упорного труда, а также много-много труда, таланта и условий. Но несмотря ни на что, ребенок дойдет до этой точки самостоятельно.
Именно этот рост в спорте важнее результатов. Спортсмены взрослеют гораздо раньше своих сверстников. Они начинают работать гораздо раньше. Предположим, ребенок приступает к серьезному обучению в 8 лет, а его одноклассники не начинают карьеру до 12-13 лет.
Те, кто в детстве занимался профессиональным спортом высокой интенсивности, понимают ценность своих усилий и усилий других. Они знают, что такое благодарность, что такое справедливость — не как высшая ценность, а как соответствие между тем, что человек делает, и тем, что он получает. Спортсмены также узнают, что такое несправедливость, когда дела идут не так, как ожидалось, и понимают, что это неправильно. Например, нечестный судья.
Физическая активность предполагает большой опыт борьбы со стрессом и успешного его преодоления. Именно здесь нам было трудно взрослеть. Это игра, и в ней много этапов. Это конкуренты, и они тоже все разные. Мне было тяжело, но мне все равно нужно было что-то делать. Мне это не удалось, но мне все равно пришлось вставать и продолжать работать.
Те, у кого есть спортивный опыт, принципиально более опытны, подготовлены к взрослой жизни и будут более успешными в будущем.
Потому что ни одно из других занятий, которые вы перечислили, не оказывает такого стрессового воздействия. Вы можете рисовать всю свою жизнь и никогда не испытывать стресса. Ты можешь обидеться, когда скажут, что ты нарисовал каракули, но это не сравнится с тем, что мы каждую неделю где-то выступаем, куда-то ходим. Изменилось окружение, поменялись соперники, обострилась конкуренция, организм устал и, наконец.
Их устойчивость к стрессу могут «измерить» зрелые люди, профессионалы – врачи скорой помощи или спасатели и пожарные, или военнослужащие, летчики, космонавты или подводники. Их устойчивость к стрессу не хуже, чем у спортсменов, а может быть, даже больше. Но если мы говорим о первых этапах развития – раннем детстве, детстве, подростковом и юношеском возрасте, то, конечно, спортсмены впереди всех. Если уж на то пошло, я тоже считаю, что балет – это спорт.
Ни в одном другом регионе подобные соревнования не проводятся, и даже школьные олимпиады пока проводятся реже, чем регулярные турниры, чемпионаты и т д.
Поэтому, если мы хотим безопасно укрепить нашего ребенка, не нанося ему физического или морального вреда, физические упражнения — это естественная сфера деятельности.
Несправедливость в спорте. Как это пережить?
— После выступления российских гимнасток на Олимпиаде в Токио было много разговоров о несправедливом судействе. Например, если в стрельбе из лука либо попадаешь, либо промахиваешься — все на мишени видно, то в гимнастике и некоторых других видах спорта критерии менее очевидны. За одно и то же выступление могут быть выставлены разные оценки. Эта ситуация является стрессовой для детей, можно ли их как-то к этому подготовить?
— Это случается не так уж и часто. Конечно, оценка все равно зависит, во-первых, от показанных результатов, а во-вторых, от судей. Любые фундаментальные различия в оценках результатов почти всегда касаются одного и того же судьи. Тем не менее, если мы будем хорошо работать, мы восстановимся.
Мы помним Олимпиаду в Афинах, когда осудили Алексея Немова. Да, он не получил никаких наград, но это повлекло за собой изменение правил и пристальное внимание со стороны судей. Кстати, после этого судью уволили.
По моему опыту, несправедливое судейство чаще встречается в единоборствах – каратэ, кикбоксинге. Иногда такое случается на соревнованиях по фехтованию.
если ребенок сталкивается с нечестным судьей, это не травма, а замечательный опыт. Это здорово, потому что появился новый повод для общения с родителями и его можно интересно обсудить. Конечно, эта ситуация правильно расставляет точки над «i» в системе ценностей – не все происходит так, как нам хочется, и в этом разница между жизнью и сказками. Этот случай — замечательный и безопасный способ добиться этого.
Да, это позор. Ребенок точно будет недоволен. Не нужно в это время заставлять его думать о хорошем. Естественная реакция — плакать, кричать, вздрагивать или что-то еще.
— Что делать родителям? Как поддержать детей, которые не справляются со спортом?
— Хвалите за хорошо сделанные дела. Если само выступление проходит хорошо, то у нас есть повод отметить технику, выносливость, то, что нам хватило сил, удалось выполнить задуманное, достичь каких-то целей или просто повторить лучшие результаты на тренировках. Уже отлично справляется со своей задачей – не волнуется и не испытывает серьезного стресса, то есть работает надежно и качественно.
Если ваш ребенок получает нечестную оценку, научите его относиться к этому философски. Скажите: «Да, есть такие люди».
Было бы здорово, если бы дети могли на примерах спортивных игр знать, что такое плохо, а что хорошо, и не сталкиваться в жизни с настоящими бандитами.
Самое худшее, что он может увидеть – это нечестные судьи. Мы должны относиться к этому именно так.
Справедливости ради, да, все должно было сложиться иначе, но вы знаете, как устроена судьба. Мы с тобой должны подготовиться к этому. Пошли тренироваться дальше.
«Третье место? А почему не первое?»
— Какие ошибки чаще всего допускают родители, рассказывая детям о своих спортивных достижениях? Я слышу много крайностей: «Третье? Почему не первое? Второе – родительский Дзен: «Ну, главное – участие. Даже если ты на 25-м месте, для меня ты всегда молодец».
– Я специально об этом много раз писал – спорт и семья могут взаимодействовать по-разному. Они могут быть максимально далеко друг от друга – здесь семья, здесь спорт и дети. В этом случае родитель не понимает правил, не разбирается в спорте, не знает, за что хвалить или критиковать ребенка и каковы его задачи. Такое удаление – не очень комфортная ситуация.
Иногда семья и спорт сливаются. Любовь родителей становится оценкой успехов их детей.
Родители должны уделять время друг другу, себе и другим детям (если они у них есть). Они не могут и не должны жить только за счет спорта своих детей – это неправильно, так зачем им семья? Семья – это не про кормление команды. Семья есть семья.
Поэтому между этими вещами должно быть какое-то разумное пересечение. Допустим, один родитель больше интересуется спортом и разбирается в нем, и это нормально. Другой родитель может продолжить разговор и узнать больше.
Хорошо, когда детский спорт становится поводом для очень прочной и продолжительной связи между ребенком и родителем. В каком-то смысле, если мы просто платим за уроки, или покупаем лучшее оборудование, или нанимаем лучших тренеров, но сами не вмешиваемся, ребенок через годы этого не запомнит — он все равно не передаст нам финансов для оценки наш вклад. Для детей, особенно подростков, спорт – идеальная тема для общего разговора.
Родители никогда не успевают за темпами молодежи. Их не интересует, что такое Доуин, что нравится их детям, какую музыку они слушают и в какие игры играют. Но мы не можем с этим справиться, нам это не нужно. Если мы это понимаем, то это устарело, и дети начинают интересоваться чем-то новым.
Мы можем обсуждать успехи или неудачи, поддерживать, приводить людей в движение и обратно – это уже ценное время, которое мы проводим вместе.
В семье иногда возникают ситуации, напоминающие те, что в басне Крылова: «Лебедь поднимается в облака, рак отступает, щука входит в воду» — мотивационный диссонанс. Предположим, моя мама когда-то выступала, возможно, не очень успешно, а потом забросила спорт. Она надеется, что ее дочь добьется большего успеха на своем пути. Отец в этом не заинтересован. Он просто хочет, чтобы его дочь была здорова и красива, и больше ничего не нужно. Бабушку интересует другое, дедушку интересует другое. Дети получают не общую синхронную поддержку, а разные мнения. Ему трудно разобраться, кто больше прав, а кто виноват среди самых близких ему людей на свете. Такого рода конфликты никогда не должны возникать.
Поэтому, конечно, семья должна объединиться вокруг своих мотивов. Плохо, если кого-то это интересует, а у кого-то, наоборот, это приводит к неприятию – «Ты делаешь что-то глупое.
Когда ребенок может завязать шнурки самостоятельно, необходимости завязывать шнурки у него нет. Слишком сильный надзор будет сдерживать его и не позволит развить его независимость и зрелость.
Точно так же самое худшее в поддержке — это когда родители теряют концентрацию и пытаются быть командой или экспертом. Матери не должны быть врачами, а отцы не должны быть тренерами своих детей – они прежде всего родители.
Как быть, когда спорт — это слишком дорого?
— Я согласен с вами, что спорт не должен быть центром семейной жизни. Но когда дети становятся серьезными, неизбежно происходит то, что родителям приходится зарабатывать деньги. Даже в бесплатных школах олимпийского резерва бесконечные сборы, соревнования и дорогое оборудование. По выходным проводятся постоянные тренировки, и родители должны присутствовать.
Я читал интервью родителей теннисиста Даниила Медведева. Говорят, что во Франции, отправляя детей в теннисную академию, вы платите много денег и ничем другим не занимаетесь. В школах там обучают детей. Что вы думаете об этой ситуации?
— Я думаю, это переходный период. Не хочу показаться занудным человеком, но мы живем на руинах некогда великой цивилизации, разрушенной в 90-е годы — обязательный спорт, ГТО, проекты, связанные со спортивной деятельностью, карьерой, хобби, походами. Все, что было бесплатно для всех, стало дорогим и не всем подходящим. Мы получили то, что заслужили.
Сейчас ситуация меняется. Уже есть несколько хороших спортивных ассоциаций, например, во Франции, которые берут на себя практически все. Здесь есть отличные клубы и академии.
Многие будущие спортсмены живут в школах, интернатах и школах олимпийской подготовки по всей стране — одни, вдали от родителей, которые звонят им через WhatsApp. Тем временем детей одевают, кормят, соревнуются, тренируют, лечат, учат и многое другое. Все не так печально, как вы только что описали.
Вероятно, следует иметь в виду, что каждый вид деятельности имеет свои требования.
Виды спорта, которые считались национальными, теперь становятся элитными и чрезвычайно дорогими.
То же самое касается музыки и так далее.
Если движение начинает оказывать негативное влияние на семью или ресурсов не хватает, то можно поискать что-то другое. Это не драма, а переход. Практически любая семья имеет достаточно денег, чтобы купить кимоно и билет на автобус и отвести детей в спортзал заниматься дзюдо, каратэ, самбо или чем-то еще. Для этого не нужны огромные вложения, новый комплект одежды каждый месяц или трата больших денег на длительную поездку.
Если мы не можем себе что-то позволить, и наши дети не могут себе этого позволить, то, возможно, наши внуки смогут себе это позволить.
Тренер кричит на моего ребенка. Что делать?
— Что делать, если тренер кричит и унижает ребенка? И, на мой взгляд, чем лучше тренер, тем чаще это встречается. Мои дети учатся в школе олимпийской подготовки – я сама об этом слышала. Может ли спорт существовать без этого?
— Без сомнения. Не все спортсмены получают травмы и не все тренеры кричат.
Тем не менее, под давлением неизбежны крики и выражения лиц, а может быть, даже ругань. Это естественно для любой человеческой деятельности.
Если мы думаем, что стресс испытывают спортсмены, то забываем о давлении тренера, ведь он несет ответственность не только за жизнь и здоровье одного человека, но и за жизнь и здоровье всех воспитанников на протяжении всей тренировки и тренировок даже во всех соревнованиях. Надо сразу сказать, что тренеры переживают больше и сильнее, чем родители и сами спортсмены. Но это еще не оправдывает крик.
Если мы слышим нецензурную лексику или просто ругательства в спорте, это само по себе не является проблемой. Даже самому умному человеку приходится перебороть себя и в первую очередь услышать, что же это за монологи или диалоги. У нас есть плохие слова и плохие слова в адрес конкретного ребенка, то есть «ты такой-то», то это обидно и плохо. Это должно прекратиться. Взрослых переучить невозможно, поэтому, возможно, вам придется прекратить работу с таким тренером.
Если вся эта ругань носит ситуативный характер, комментарий к ситуации или попытка мотивировать – это тоже нормально. Так или иначе, все эти слова ребенок знает еще с детского сада, и если мы отдадим его в самую умную школу, где учат только фортепиано и французскому языку, то и там будут употребляться все те же слова.
Главное, чтобы это не было нецензурной лексикой и оскорблениями в адрес кого-то, потому что это уже агрессия.
Что бы вы сделали, если бы это была просто форма общения?
Кроме того, тренеры остаются экспертами, а не членами семьи. Если он нам не понравится, мы всегда можем сменить тренера. Важно понимать, что тренер зарабатывает на жизнь воспитанием молодых спортсменов, если он плохо с этим справляется, у него не будет учеников. Конечно, если ребенок настаивает, это можно изменить.
В то же время в любом экспрессивном общении ребенок так или иначе научится сопротивляться, или, говоря простым языком, иметь толстую кожу, выстраивать барьеры. Они кричат, но он не злится. Как вода, стекающая с гуся, он выслушает и проигнорирует все плохие слова, оставив только самые полезные и ценные.
«Я знаю десятки детей, которые плачут после тренировки.
— Тогда я думаю, что если его слова оскорбляют тренера, то тренера надо менять, и это не укрепит, а только уничтожит самооценку. К счастью, нас никто не заставлял.
В конце концов, любой ребенок может оценить, что больше – что спорт у тебя отнимает, или что он дает? Да, бывают моменты, когда больно или неприятно, или утомляет, или вдохновение иногда угасает, но с другой стороны, там каждый лучший друг. Это перевешивает все неприятные моменты – тогда ответ очевиден, нужно остаться, потому что друзья есть друзья.
Или можно еще что-то – в спорте больше нет удовольствия, только плохое, тогда ни в коем случае нельзя практиковать «не хочу». Вам необходимо вести активный образ жизни, но держаться подальше от мест, где ваш ребенок чувствует себя некомфортно. Нужно быть чутким к своим детям, это самое главное.
——У некоторых детей очень эффективна негативная мотивация: «Что, каши не съел? Я скоро буду готов. Как ты борешься? Давай, давай!» Некоторые люди более мотивированы, когда их хвалят власть. Моя знакомая привела своего ребенка к тренеру и сказала: «Тебе надо похвалить моего Мишу, и тогда он будет отлично играть». Неужели можно поговорить об этом с тренером?
— Необходимый. Любой тренер хотел бы стать лучше, чем он есть сейчас. Мы все стремимся к самосовершенствованию. Для многих тренеров областью роста является не только техника или другие аспекты тренировок, но и детская психология. Им физически не хватает времени. Может быть, только на сборах они смогут увидеть характер каждого ребенка и понять, какой он человек, какая у него семья, какое у него прошлое и какие у него планы будущее, чего он хочет, о чем мечтает. Конечно, важно уделить некоторое время общению с тренером, чтобы обсудить с ребенком не только результаты, но и общую ситуацию. Любой тренер это услышит.
Если у ребенка дома какое-то горе и тренер это знает, он будет уделять этому ребенку в десять раз больше внимания. Не только для того, чтобы утешить его, но и для того, чтобы он не запутался и не поранился. Как и все профессионалы помогающих профессий, тренеры страстно относятся к людям, которым они помогают.
Мои коллеги в стране и за рубежом говорят, что и похвала, и критика должны быть справедливыми. Но вам нужно чаще хвалить ребенка за то, что он делает хорошо. Это разовьет лучшие рефлексы.
— «Ты сегодня здорово играл и хорошо подавал?
— Да. Например: «Сегодня у тебя достаточно сил, хотя ты и не высыпаешься. Вчера ты до полуночи готовил домашнее задание и много играл в мячи. Все отлично».
Но в то же время, если что-то плохо, это можно и нужно прокомментировать. Обычно за это отвечает тренер.
Конечно, лучше воспринимать критику со стороны тренера, так как она более конструктивна. Родители не всегда понимают, что получилось, а что нет.
Серьезной критики и той или иной формы конфликта заслуживают лишь некоторые совершенно неспортивные действия. Если ребенок переступает черту, совершает какое-то безобразное поведение или делает что-то очень несоразмерное другим, конечно, родители должны принять жесткие меры. Это то, о чем обязательно нужно позаботиться и сделать, чтобы ребенок не захотел делать это снова.
В остальных случаях, на мой взгляд, наказание никогда не бывает более эффективным, чем похвала. Большинство моих коллег с этим согласятся. Убирать его из тренировок тем более не имеет смысла.
— Да?
— Почему? Если мы хотим улучшить свои результаты, почему нам следует пропускать упражнения? Просто по глупости какой-то, если он сломает ракетку, хоть и говорят: «Не ломай ракетку, успокойся», то, может быть, его можно и наказать.
«По моему мнению, это распространенная форма наказания в нашей стране.
— К счастью, не слишком много. Его суть бессмысленна. Это как если бы тебя выгнали из класса в коридор. Что он нашел в коридоре?
— Спасибо!
— Спасибо за интересный вопрос. Надеюсь, наш разговор поможет многим родителям будущих чемпионов. В моей недавней книге «Спортивная психология с детьми и подростками» все эти темы рассматриваются более подробно до свидания!
фото: unsplash.com, pexels.com
«Что, если строгие тренировки разобьют вам сердце» — стоит ли отправлять ребенка заниматься большим спортом? Читать далее Раз уж вы здесь… у нас есть небольшая просьба. Эта история рассказана благодаря поддержке читателей. Даже небольшое ежемесячное пожертвование помогает редакции работать и создавать материал, который важен для людей. Ваша помощь нужна сейчас как никогда помощь