Нейробиологи пытаются найти связи между мыслительными процессами и найти области мозга, отвечающие за творчество.
Креативность часто определяют как способность находить новые, инновационные и полезные решения и идеи. В этом контексте кажется, что все, а не только «гении» вроде Пикассо или Стива Джобса, в той или иной степени креативны (сродни интеллекту).
Когда мы говорим о творчестве, мы имеем в виду не только умение нарисовать шедевр или умение изобретать инновационные продукты. Каждый из нас должен быть «творческим» в повседневной жизни. Кто-то думает, какой ужин приготовить из остатков ингредиентов. Некоторые люди делают костюмы на Хэллоуин из старых тряпок. Это тоже все креативно. Исследователи подчеркивают, что творческие задачи очень разнообразны: от «творческих» с нижней буквой C (например, самодельные подарки или шутки) до «творческих с большой буквы» (например, написание стихотворения или проведение научного эксперимента.
В последние годы, изучая мозговые процессы, психологи и нейробиологи пришли к выводу, что сложное взаимодействие между спонтанным и контролируемым мышлением напрямую связано с творчеством. То есть творчество требует способности в любой момент выдвигать независимые и неожиданные идеи, но также требует умения анализировать их реальность и работоспособность посредством контролируемого мышления.
При всем уважении к этим достижениям, главный вопрос остается без ответа: почему одни люди более креативны, чем другие? Именно на этот вопрос пытались ответить авторы совместного исследования Гарварда, Йельского университета, университетов Пенсильвании, Иллинойса и Северной Каролины, Университета Граца в Австрии и Юго-Западного университета в Китае. Ученые предполагают, что часть степени креативности человека можно предсказать, оценив эффективность функциональных связей между тремя нейронными сетями в мозге.
Карта креативного мозга
В эксперименте приняли участие 163 человека, которым было предложено пройти стандартный тест на «дивергентное мышление» — придумывание альтернативных способов использования известного объекта. После выполнения задания каждый участник прошел МРТ головного мозга, чтобы определить, в каких областях во время творческого мышления наблюдается наибольший приток крови. Также оценивались функциональные взаимодействия различных отделов мозга. Ученые изучают, как одна деятельность вдохновляет другую, если вообще вдохновляет.
Результаты теста и МРТ затем сопоставляются. Сначала исследователи выбрали наиболее креативный ответ на задачу. Например, очевидно, что человек, предлагающий использовать носки в качестве системы фильтрации воды для отдыха на природе, более креативен, чем тот, кто не может придумать носки более новые, чем «согревать ноги в холодную погоду». Затем они проанализировали, чем функции мозга этих участников отличаются от функций мозга других участников.
На основе этих данных ученые создали своеобразную «творческую карту мозга». Из всех возможных связей в мозгу во время мыслительных процессов (около 35 000) они отвергли те, которые не были активны, когда участники занимались творчеством. Остальные составляют так называемую «высококреативную сеть», отвечающую за генерацию оригинальных идей.
Определив таким образом эту сеть, создав эту «творческую карту мозга», ученые поставили перед собой новую цель. Смогут ли они по данным МРТ догадаться, насколько креативны новые участники? Люди с лучшими связями в «высокотворческой сети» мозга лучше справляются с тестами на креативность? Другими словами, можно ли заранее с впечатляющей точностью оценить чью-то креативность?
Второй эксперимент проводился с людьми, не участвовавшими в процессе творческого картирования мозга. Здесь все было наоборот: сначала они проводили МРТ, чтобы отследить работу мозга и предсказать, насколько творческими будут участники, а затем дали им творческое задание.
В результате исследователи с гордостью сообщают, что их гипотеза оказалась верной. В действительности существует прямая и значимая корреляция между предположениями о степени креативности субъекта и его фактическими результатами. Следовательно, связи, обнаруженные в мозге и собранные в «сеть высокой креативности», действительно отвечают за креативность и могут быть использованы для оценки творческих способностей человека. Чем обоснованнее связи, на которые указывают ученые, тем креативнее являются их обладатели.
Что происходит в «высококреативной сети»
В рамках исследования ученые определили, что вся «высококреативная сеть» разделена на три подсистемы:
- базовый,
- механический,
- контроль.
Базовая подсистема — это совокупность участков мозга, отвечающих за спонтанное мышление, когда мы мечтаем, что-то изобретаем и наслаждаемся безумными идеями, которые приходят нам в голову. Эта подсистема является ключом к генерации необычных идей и поиску различных решений.
Подсистема управления — это совокупность участков мозга, которые активируются, когда человеку необходимо сосредоточиться и четко отслеживать мыслительные процессы. Эта подсистема имеет решающее значение для тестирования идей функций, определения их потенциала и дальнейшего развития, если такой потенциал существует. С помощью этой подсистемы спонтанную идею можно преобразовать в стратегический план достижения творческой цели.
Механическая подсистема представляет собой «переключатель» между базовой подсистемой и подсистемой управления. Мера, определяющая ценность и значимость той или иной спонтанной идеи: имеет ли смысл передавать ее под контроль и передавать в дальнейшую работу, или не стоит.
Как ни странно, в привычном, повседневном мышлении эти три подсистемы не активны одновременно. Например, когда подсистема управления запускается, базовая подсистема обычно деактивируется. Основная гипотеза учёных заключается в том, что самые творческие люди могут одновременно «включать» подсистемы, которые обычно работают в одиночку.
В этом смысле «творческий мозг» — это «странный мозг», который работает нетипичным образом. То есть он может одновременно активировать подсистемы, предназначенные для работы по очереди.
Примечательно, что к дальнейшим исследованиям привлекаются профессиональные творцы: ученые проводят сканирование мозга непосредственно в те моменты, когда джазовые музыканты импровизируют, поэты сочиняют новые стихи, а художники делают зарисовки. Гипотеза об одновременной активации подсистем, которые обычно не работают вместе, подтвердилась, что придало изобретенной «высококреативной сети» большой потенциал.
Сейчас необходимы дополнительные исследования, чтобы понять, насколько фиксированы эти связи в мозге и можно ли этот сустав хотя бы частично назвать гибким. Затем поймите: существуют ли взаимодействия, которые могут повлиять на подсистему? Например, может ли страсть к живописи вызвать активацию «высокотворческой сети»? Можно ли в принципе говорить о развитии творческих способностей?
Автор: Роджер Бити, научный сотрудник в области когнитивной нейробиологии Гарвардского университета