Как возникает пассивная агрессия в коллективе
Часто атмосферу в коллективе создает руководитель — он может стать источником пассивной агрессии, которая не только ухудшает психическое здоровье сотрудников, но и влияет на производительность труда.
1. Руководитель стремится все контролировать
Постоянный микроменеджмент рано или поздно утомляет подчиненных. У них часто нет возможности напрямую протестовать, потому что это нарушает правила компании, или руководство просто заставляет их замолчать. При этом агрессия из прямой переходит в скрытую и проявляется в сопротивлении продуктивной деятельности, о чем не всегда осознает сам работник.
2. Руководитель боится конфликтов в коллективе
Он старается подавить любые разногласия, из-за чего не удовлетворяются индивидуальные потребности членов команды. Накопление скрытых раздражений отравляет атмосферу и приводит к такому же пассивному сопротивлению при выполнении задач.
3. Руководитель использует метод «кнута» в своей работе
Он «воспитывает» своих подчиненных обычными «аристократическими» способами, включая крики, оскорбления, манипуляции, эмоциональное давление или шантаж. У сотрудников развивается толерантность к психологическому насилию и они склонны игнорировать лидера и его задачи.
Почему менеджеры пытаются мотивировать подчиненных таким образом? Скорее всего, он был глубоко недоволен своей жизнью. Это закономерность, которая не вырабатывается на работе, это черта личности, которая формируется в детстве и подростковом возрасте. По сути, это провокация для ответного нападения, которое заставит вас почувствовать себя важным.
Как противостоять пассивной агрессии со стороны коллег или начальства
Лучший, проверенный временем подход — игнорировать. Если не ввязываться в конфликт и не поддерживать подобные методы общения, рано или поздно провокатор прекратит агрессивное поведение: дело в том, что такому человеку нужна реакция – если реакции нет, то такое поведение становится бессмысленным. Однако могут возникнуть ситуации, когда, сохраняя сдержанность и достоинство, необходимо сообщить другому человеку, что вы не готовы общаться таким образом. Возможно, вам придется сказать это не один раз.
Если вы лидер и ваша команда уважает вас, стоит открыто поговорить и сказать, что прежний способ организации рабочего процесса не давал результатов, которые устраивали всех. Подчеркните, что вы увидели это из своих наблюдений, и приведите необходимые аргументы. Стоит попросить коллег сделать вывод, что пора перестроить работу или изменить правила. А вот как реорганизовать и какие правила необходимо реализовать, лучше всего решать экспертам по групповой динамике.
В каком случае стоит менять работу
Если в компании принято искать так называемого «козла отпущения» — того, кого можно обвинить в ошибках, то речь явно идет о токсичной команде. С такими коллегами лучше всего распрощаться, чтобы защитить собственное здоровье и ресурсы для дальнейшего карьерного роста — никто, кроме токсичного руководителя, не сможет вырасти в эксперта в токсичной команде.
Вообще говоря, если сотрудников достаточно, то речь, скорее всего, идет о высвобождении накопившейся агрессии в отношении высшего руководства организации или трудных клиентов. Задача отдела кадров – выявить причину и внести коррективы. Если вы сами стали жертвой или вам жаль сотрудника, с которым так обошлись, вы можете воззвать к совести своего коллектива и предложить выместить свою агрессию на кого-то более сильного или в спортзале. Или обратитесь за помощью к сотрудникам отдела кадров.
Важно помнить, что не обязательно бороться с проблемами в одиночку: чем больше единомышленников, тем лучше. Обратившись к своим коллегам, выслушав их и заручившись их поддержкой, вы сможете, по крайней мере, обрести уверенность в том, что сможете предпринять более решительные действия.