Как ведут себя «лидеры» и «тихони», когда их никто не видит?
В школах любой страны существует негласная иерархия среди учеников. Все знают, кто популярен, а кто нет, кто «странный», а кто «ботаник». Но как ведут себя «лидеры» и «тихие» один на один, когда за ними не следят другие «группы» в классе? Тесса Лансу и Антониус Киллессен обнаружили это в журнале «Экспериментальная детская психология.
Исследователи изучили поведение 218 11-летних школьников. Нескольким мальчикам или нескольким девочкам разной популярности (рейтинги, составленные экспертами на основе многоступенчатых критериев и собственного мнения детей) предлагается заполнить компьютерную заявку на участие в классных мероприятиях. Через 10 минут им пришлось прийти к компромиссу, и наблюдатели за переговорами пришли к выводу, что этим людям свойственно «гибкое лидерство» (когда явный лидер демонстрирует чуткий подход к нуждам других).
Самые популярные девушки оказались самыми гибкими в парах. У мальчиков все наоборот: чем они популярнее, тем они более прямолинейны. При этом оказывается, что даже в приватном общении мальчики и девочки не готовы противоречить лидеру, но, оказавшись наедине с менее популярным человеком, яростно спорят. Учителя могут использовать это для создания более продуктивных пар для творческих заданий.