Site icon Психология отношений

Наука интуиции: что такое «шестое чувство» с точки зрения психологии

Предчувствие, шестое чувство – понятия, знакомые каждому. Некоторые люди считают, что интуиция – это загадочная способность, другие считают, что интуиция – это способ общения с высшими силами, третьи убеждены, что интуиция – это просто навык, который можно развить посредством специальной практики. Что современная наука говорит об интуиции?

Один большой словарь по психологии определяет интуицию как метод быстрого, часто немедленного решения проблем, основанного на данных, недостаточных для логического анализа1. Другими словами, мы говорим, что принимаем решение «интуитивно», когда не можем или не имеем времени понять, как мы приняли это решение.

Исследователи рассматривают интуицию на двух уровнях: как метод принятия решений и как способ понимания реальности2. В первом случае речь идет о ситуации, в которой человеку необходимо выбрать один из возможных вариантов действий, например, добиться оправдательного или виновного приговора суда присяжных.

Второй аспект предполагает формирование мнения о ком-то или чем-то на основе «интуитивных ощущений» — например, рассмотрение новых знакомых как «хороших» или «злых», «честных» или «лжецов» и т д

Научные подходы

Современные попытки объяснить интуитивные явления делятся на три основных подхода:

1. Интуиция как результат «скрытого» научения

С этой точки зрения интуиция является проявлением неявного обучения, то есть неявного, бессознательного обучения. Решения, принимаемые на основе «шестого чувства», поэтому основываются на знаниях, которые мы получаем из различных источников — того, что мы где-то прочитали, того, что мы испытали сами и т д

Информация может быть частично забыта или представлять настолько разрозненную картину, что сделанные на ее основе выводы кажутся нелогичными или даже необоснованными. В пользу этой теории говорит тот факт, что при повреждении определенных подкорковых структур человек теряет способность учиться «неявно» и принимать решения на основе «интуитивного» суждения.

2. Интуиция как ассоциативное восприятие

Многие исследователи полагают, что интуиция — это «сплав» суждения, знания и эмоциональных реакций, возникающий по принципу ассоциативных связей.

Другими словами, «интуитивное» восприятие представляет собой цепочку ассоциаций, в которой сознательны только первое и последнее звенья, а основная часть «спрятана» в бессознательной части сознания. Вот почему «интуитивные» убеждения появляются «сами по себе» и без ясной причины.

С нейропсихологической точки зрения эта функция тесно связана с работой 3-го участка коры головного мозга, расположенного в префронтальных и задне-височных областях полушарий головного мозга.

3. Интуиция как оправдание убеждений

Этот подход, названный авторами «феноменологическим догматизмом», рассматривает интуицию как способ обоснования собственных суждений, в том числе «подгонки» реальности в соответствии с высказанными предположениями. Таким образом, вероятность события, которое одно «интуитивное чувство» идентифицирует как наиболее вероятное, на самом деле увеличится, потому что этот человек будет выполнять действия и действия, которые приближают этот конкретный сценарий.

«Шестое чувство» в этой концепции понимается как убеждение, принимающее ту или иную точку зрения без необходимости доказательства, что делает интуитивное явление реальным для человека, который в него верит.

Когнитивные ошибки

Часто человек считает, что у него «развита интуиция», что является результатом обычных искажений восприятия (когнитивных ошибок). В этом случае его оценка успешности своего решения может быть сформирована на основе типичного сценария, такого как:

Так что же такое интуиция? Может ли оно развиваться?

С научной точки зрения это понятие представляет собой «ширму», за которой скрывается ряд сложных когнитивных процессов: от образования ассоциативных последовательностей до ошибок в восприятии информации.

Оказывается, различные курсы «развития интуиции» позиционируют это явление как целостную способность, вводя потенциальных клиентов в опасные заблуждения. Соблазнительная реклама фокусируется только на положительных эффектах интуитивного восприятия — таких как скорость принятия решений, — однако умалчивает о неизбежных негативных последствиях — таких как «подстройка» событий под «предчувствия».

Более эффективный способ саморазвития – целенаправленное обучение различным когнитивным техникам и навыкам:

Поскольку эти навыки станут автоматизированными, они значительно улучшат вашу способность быстро и точно обрабатывать информацию. Назовете ли вы это загадочным «шестым чувством» или просто высоким интеллектом, зависит от ваших предпочтений.

Связь:

  1. Большой словарь по психологии/Под ред. Б.Г. Мещерякова, вице-президент Зинченко. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
  2. Дёрфлер В., Аккерман Ф. Понимание интуиции: случай двух форм интуиции // Обучение менеджменту. – 2012. – Т. 43. – № 5. – Страницы 545-564.
  3. Либерман, доктор медицинских наук. Интуиция: подход социально-когнитивной нейронауки // Психологический вестник. – 2000. – Т. 126. – № 1. – Страницы 109–137.
  4. Дэйн Э., Пратт М.Г. Исследование интуиции и ее роли в принятии управленческих решений // Академия менеджмента. Обзор. – 2007. – Т. 32. – № 1. – Страницы 33–54.
  5. Чуднов Э. Природа интуитивных аргументов//Философские исследования. – 2011. – Т. 153. – № 2. – Страницы 313–333.
  6. Розе Н.Дж., Восс К.Д. Предвзятость ретроспективного взгляда // Взгляд психологической науки. – 2012. – Т. 7. – № 5. – Страницы 411–426.
  7. Эрнан М.А., Эрнандес-Диас С., Робинс Дж.М. Структурные подходы к систематической ошибке отбора // Эпидемиология. – 2004. – Т.15. – № 5. – Страницы 615-625.
  8. Никерсон Р. С. Предвзятость подтверждения: универсальный феномен во многих его формах // Обзор общей психологии. – 1998. – Т. 2. – № 2. – Страницы 175-220.

источник

Exit mobile version