Родительский чат разрывается, учителя не видят заданий, а дети не понимают, куда нажимать
Наталья Костарнова
8 апреля, 2020
С 6 апреля российские школьники перешли на дистанционное обучение. Многие семьи, особенно многодетные, сразу же столкнулись с трудностями: отсутствие нужного количества гаджетов, времени и знаний у родителей. «Правмир» поговорил с многодетными (и не только) мамами о том, как прошел их первый учебный день.
«В нашей семье смартфон есть только у старшего ребенка»
Ольга Киселева, Санкт-Петербург:
— У нас четыре школьника: второй, четвертый, пятый и восьмой класс. Старший сын учится в необычной школе — Лаборатории непрерывного математического образования. Это школа, в которой дополнительное образование — робототехника, программирование, 3D-моделирование — сочетается с обычным.
Поскольку школа профильная, инженеры и математики творчески подошли к необходимости дистанционного образования. Они взяли геймерскую платформу, на которой можно все интересно организовать; кто-то из учителей проводит эфиры в Zoom, дают задания в виде гугл-документов. Что важно, ребята сами умеют этим пользоваться. По словам учителей другой школы, многие девятиклассники не могут пользоваться электронной почтой.
Трое других моих детей учатся в обычной школе. Там учителя выбрали немного другую тактику, видимо, оттолкнулись от результатов опроса, который провел портал «Петербургское образование». У многих детей нет своего компьютера, нет смартфонов, дистанционные уроки не организовать. Поэтому выдали просто задание — в понедельник одно сдать, во вторник — другое и так далее, какие-то небольшие видеоуроки из интернета, онлайн-тесты, учебники, задания в тетради.
Важно, какие технические возможности есть у родителей. В нашей семье смартфон есть только у родителей и старшего ребенка. У остальных детей принципиально смартфонов нет. Плюс на всю семью один ноутбук, на котором дети могут делать задание.
Но, так как мы более-менее организовали процесс, у меня не было ощущения апокалипсиса. Я, наоборот, с интересом слежу за ситуацией, потому что вижу, как она обнажила проблемы, о которых пытались заявлять некоторые родители и частные школы, но система образования на них не реагировала.
«Статусом матушки не свечу». Как жена священника стала эко-активистом и фитнес-инструктором
Подробнее
Как пример — у нас в школе должен был состояться международный форум, посвященный цифровизации образования, и — я сужу по классам своих детей и детей своих знакомых — ни один наш учитель не ведет онлайн-уроки. Все прислали программы, письменные материалы урока, может, кто-то ссылку на мультик или видеоурок. Это те же самые учителя, которые собирались участвовать в этом форуме и написали к нему тезисы. Понятно, что, по их данным, у какого-то процента детей нет
технических средств. Но цифровизация образования без онлайн-общения невозможна.
Я считаю, что этот опыт позволит увидеть то, что раньше никто не замечал. И может быть, простимулирует задуматься о качестве образования, о том, что система безнадежно устаревает. Может быть, учтут опыт частных школ, дадут им возможность рассказать, как у них было все организовано и насколько это эффективнее.
«Целый день был аншлаг вокруг компьютера»
Татьяна Фалина, Нижний Новгород:
— У нас восемь детей, из них четверо школьников: дочь в восьмом классе, четвероклассник и два первоклассника.
Началось наше дистанционное обучение феерично. Предполагалось, что мы будем пользоваться двумя порталами — «Российская электронная школа» и «Учи.ру». С утра все туда полезли, оказалось, что портал завис. Бедные учителя сориентировались, нашли аналогичные уроки на YouTube, потому что это единственное, что работало в течение дня, и это сильно выручило.
Если на портал надо заходить с компьютера, то здесь я вручила младшим телефон, они завернулись в пледик на диванчике, в обнимку сели, посмотрели видосы, а потом мы с ними выполнили задание. С четвероклассником тоже — учитель быстро переиграла ситуацию и кинула уроки на YouTube. Но нам еще онлайн-учебники пришлось искать, потому что мое сокровище их потеряло.
В общем, у нас целый день был аншлаг вокруг компьютера. Я ничего, кроме учебы детей, делать не могу, потому что надо быстро реагировать, всех отлавливать, усаживать, погружать и так далее. Я решила, что на такое безумие завтра уже не готова.
К счастью, у нас очень корректно поступили учителя. Они провели опрос и выяснили, что онлайн-уроки родители не потянут: у кого-то нет техники, кто-то увез детей на карантин в деревню, а там проблемы с интернетом. Никогда не забуду, как работала на крыше, потому что это была единственная точка, где в деревне ловил интернет.
«Мы не имели права не смочь» – как за несколько месяцев семья Фалиных построила дом
Подробнее
Таким образом, учителя нам дают задания в удобном режиме, два-три раза в неделю, и их можно делать в комфортное время, благодаря этому можно как-то выстроить график. Например, с сыном, который учится в четвертом классе и который больше всего зависит от электронной системы, мы решили, что будем просыпаться в пять утра и пробовать заходить на платформу РЭШ в надежде, что народу будет меньше и она будет работать, а потом уже он будет отсыпаться, пока занимаются младшие, которые менее от нее зависимы.
Если бы были онлайн-уроки, мы бы физически не потянули, потому что у нас нет ни такой техники, ни такого интернета.
У нас родительский чат разрывается, учителя не видят выполненные задания, дети не могут понять, куда тыкать, что делать, родители не понимают, как им объяснить.
Сегодня у меня все наши уроки заняли время до трех часов дня. Это при том, что у меня на подхвате муж. Даже просто их всех рассадить и понять, что кому грузить, переиграть висящую платформу, отнимает много времени. Я не понимаю, как ребенку делать это самостоятельно, без присутствия взрослого. И я уже не говорю про контроль, например. Но в целом, если родители дома, жить можно.
«Купить компьютер каждому у меня возможности нет»
Людмила Тушминская, Иркутская область:
— Дети поссорились, поругались, в итоге никто ничего не сделал, потому что компьютер у нас один, а несовершеннолетних детей — 14. Из них трое студентов, которым тоже надо учиться, один маленький, домашний, другой в садик ходит, а все остальные — школьники. Хорошо, у нас интернет хотя бы есть — нам фонд «Дети Байкала» провел и на год оплатил. А так в сельской местности, где мы живем, с этим бывают проблемы.
С одной стороны, многие мои дети обрадовались, что обучение дистанционное. Потому что подростки в школу ходить не хотят. Они у меня сложные, в основном, это дети, которые не в одной семье жили, а в двух или трех. С очень тяжелыми судьбами, со сложностями в поведении. Они друг с другом в обычной обстановке ладят, а когда какой-то конфликт, сами понимаете, в большом коллективе начинается сыр-бор. Так что, с одной стороны, хорошо, что они находятся дома под контролем. С другой — не хочется, чтобы они ссорились из-за компьютера.
Младшие дети ходят в коррекционную школу, с ними надо постоянно рядом сидеть и учиться. А я на данный момент сама со сломанной рукой — даже ничего написать не могу, чтобы им показать. Нам прислал задание логопед, а я не специалист в этой области, вообще могу навредить. Плюс мне нужно заниматься домашними делами: приготовить, постирать, убрать. На это времени не остается совсем.
В школе в курсе, что у меня нет возможности каждому купить компьютер. Я звонила учителям, но никого особо наша ситуация не беспокоит — как-нибудь разбирайтесь. Мы вроде бы договорились, чтобы нам в печатном виде отсылали задания. Будем делать, фотографировать и отправлять учителям. Не знаю, насколько это возможно и как мы в целом с ситуацией справимся.
«Родителям надо успокоиться и успокоить детей»
Гульнара Гарифулина, Иркутск:
— У меня двое школьников. У младшего, он в третьем классе, случилась настоящая истерика. Я ничего не могу понять, а он плачет взахлеб. Кое-как выяснила, что он сделал на компьютере домашнее задание по карточкам, нажал кнопку «отправить», после все зависло и выдало ошибку.
В чатах родители писали, что все сайты висят, так как не справляются с высоким трафиком. А еще есть возрастные учителя, они очень хорошие, но никогда не работали дистанционно, через компьютер, и им тоже очень тяжело, для них это настоящий стресс. Навыков этих у них нет, система не работает, а результат с них, с детей и с нас, родителей, будут спрашивать в любом случае.
У меня нет ощущения апокалипсиса. Я руковожу благотворительным фондом «Дети Байкала», а тот, кто работает в благотворительности давно, привык жить здесь и сейчас, готов к тому, что в любой момент все может поменяться. Кроме того, я всегда работала удаленно, так как в целях экономии мы не снимаем офисное помещение. Поэтому мне, наверное, проще совмещать работу и уроки детей.
Сегодня я просто успокоила младшего ребенка, сказала, что все хорошо, что все можно исправить. Мне кажется, важно, чтобы родители оставались спокойными сами и успокаивали своих детей, объяснили им, что это такие новые условия жизни и под них на время придется подстраиваться.
«Я думала, что разорвусь на пять частей»
Марина Кулакова, Подмосковье:
— У меня трое детей: два школьника и одна дошкольница. Наши учителя приняли решение вести короткие онлайн-уроки в Zoom. Сначала программу не могли скачать, потом долго не могли войти, долго все висело, учительница тоже никак не могла понять, как там все работает.
Учеба на карантине — это временно. Как сберечь нервы и реально помочь детям
Подробнее
После часа настройки мы туда вошли — ничего не слышно. Потом поняли, где какие кнопки находятся, разобрались в конце концов, что не так все и сложно. Дети в разных классах, а ноутбук у нас один. Решили, что старший сын будет работать за ноутбуком, а для дочки я скачала программу на телефон.
Я сама учитель, логопед, занимаюсь с дошкольниками. Мне тоже нужно онлайн-уроки давать и в текстовых документах отправлять задания родителям своих дошколят. Я думала, что разорвусь на пять частей: с одной стороны, надо разобраться, как своим детям организовать учебный процесс, с другой — родители моих учеников пишут, скидывают видео. Своей работой я смогла заняться только к 16 часам.
Но родителям все равно сложнее, в особенности если много детей. Если раньше ребенок часть задания выполнял в школе, то теперь все обучение легло на родителей. Думаю, через несколько дней все мы наладим систему, но очень уж хочется вернуться к живому общению.
«Кажется, что мы все время учимся»
Юлия Головко, Казань, мама второклассницы:
— Первое, что я поняла – нам нужны два устройства. Я работаю на ноутбуке, соответственно, дочке он тоже понадобится. Телефон для учебы мне не нравится — маленький экран, не установлены многие программы, с помощью которых можно открывать документы и презентации.
Удачно сложилось, что я некоторое время назад приобрела ультрабук, но настроить его еще не успела, пришлось срочно, в экстренном режиме, настраивать: в пятницу перед учебной неделей прислали пробную презентацию по русскому языку, а я как раз работала. На ультрабуке не был установлен «Microsoft Office», чтобы открыть эту презентацию. Хорошо, что было дано время, чтобы выполнить задание, и Вика ждала своей очереди, пока я закончу работу. За выходные я полностью подготовила ультрабук.
Задание по музыке прислали в воскресенье — надо было прослушать аудиосказку, понять, чем опера отличается от всех других направлений, и нарисовать рисунок на понравившийся момент сюжета. Я велела дочери сделать сразу, предполагая (оказалось, не зря), что времени может не хватить.
Учеба началась в 9:00, хорошо, что пока не было онлайн-уроков — учителя присылали задания, дочь выполняла, мы фотографировали и отправляли учителю. Учителя присылали презентации, но, понятно, приходилось все объяснять, рассказывать, разжевывать. Например, новую тему по математике. По русскому были даны упражнения и надо было выучить правило. То есть, опять-таки, учили вместе.
У нас есть еще такой предмет, как татарский, я в нем вообще ничего не понимаю, могу только по словам общий смысл разобрать. Пришлось звонить знакомым татарам, они помогли сделать все задания.
Все задания присылают либо по вотсапу, либо на сайте электронного образования в Республике Татарстан. Нужно вводить логин и пароль от электронного дневника и заходить туда. Но ссылки на музыку, татарский, физкультуру и английский, которые присылались, долго не открывались, причем не только у меня — у всех родителей из класса.
Поисковик на сайте не работает вообще, и мы искали просто по фамилии подряд по всему списку. Причем список там выстроен без логики — ни по алфавиту, ни по школе. В разделе татарского языка было 600 с лишним страниц. На 150 какой-то мы все-таки нашли наш факультатив. Потом была проблема (опять же, не у меня одной) — скачать домашнее задание на Google-диск, в итоге я просто отправила его учителю в вотсап. Только потом нам прислали отдельно ссылку на этот диск, и теперь туда можно войти: у каждого ребенка своя папка для загрузок.
“Медсестры брали меня за руку и вели к ребенку”
Подробнее
На уроке физкультуры надо открыть презентацию, она будет скачиваться автоматически, написать комментарий, что все нормально, получили — таким образом учитель отметит, кто был на уроке. Будет домашнее задание, которое нужно выполнить в тетради.
После онлайн-занятия в театральной студии, куда ходит дочка, мы уже хотели выдохнуть, но в 18:30 учительница попросила записать, как ребенок читает, и прислать ей. Записали, прислали.
Планируется, что занятия будут и на базе «Учи.ру», но пока про это никто не говорит: платформа постоянно виснет, никакие видеоуроки загрузить невозможно, чтобы просмотреть.
Так что весь день сегодня был посвящен учебе, хорошо, что у меня не было срочной работы. Я устала так, как не уставала, когда мне надо было срочно расшифровывать огромную беседу и параллельно проверять уроки у дочки в обычное время.
Еще я не вижу, — тотальная незрячесть, а компьютер и телефон озвучивают всю информацию, кроме картинок, поэтому дочка сама читает, что там, в презентациях, написано, а я уже объясняю. Она же и фотографирует, а я уже отсылаю учителям. Еще проблема — когда просят ввести цифровой код с картинки, но с этим, к счастью, пока во время учебы не сталкивались.
Думаю, к этому режиму учебы дома нужно просто привыкнуть.
А вообще — быстрее бы все закончилось, дети вернулись в школу и началась бы прежняя жизнь.
Я работаю, потом забираю дочку, делаю с ней домашнее задание, потом веду ее в театральную студию, а вечером — мы гуляем, читаем, смотрим кино. Пока ощущение, что все время учимся.