Чем отличаются психолог и коуч
Коуч и психолог — это одни из наиболее популярных в последнее время помогающих профессий, которые, на первый взгляд, имеют много общего: оба специалиста работают с личностью клиента и помогают ему преодолеть негативные установки и внутренние барьеры, возникающие при решении конкретных задач. Но их различия значительны.
Фокус внимания
Психолог чаще всего сосредоточен на прошлом и рассмотрении проблем клиента. Он анализирует травмирующие события, произошедшие в прошлом, помогает проработать и оставить их позади. Основная задача психолога — стабилизировать текущее состояние клиента, чтобы тот мог впоследствии достигать своих целей.
В отличие от психологических подходов, которые ищут ответы в прошлом, коучинг направлен на создание будущего с опорой на внутренние ресурсы клиента, а не на его травмы. Хотя он может обращаться к прошлым событиям, это делается преимущественно для извлечения опыта, который поможет в текущей ситуации. Коучинг направлен на раскрытие потенциала клиента, необходимого для достижения поставленных целей. В процессе коучинга клиент учится достигать задуманного, развивает саморефлексию и осознанность в отношении своей личности и жизни.
Спектр проблем
Психолог работает над решением личностных проблем, тогда как коуч сосредоточен на максимальном раскрытии индивидуального и профессионального потенциала клиента.
Распределение ролей
Психолог обычно занимает позицию «советника», выступая в качестве более компетентного человека и помогая клиенту разобраться в его трудностях, в то время как коуч взаимодействует с клиентом на равных в течение всего процесса.
Психологическое образование
Если коуч обладает знаниями в области психологии, то лучше распознает причины поведения клиента, помогает выявить его паттерны и внутренние ограничения. Психологические знания углубляют коуч-сессии и повышают их эффективность, их наличие не является обязательным. Если запрос клиента выходит за рамки компетенций коуча и подходит для другого специалиста, например психолога, то, согласно этическому кодексу, коуч должен информировать об этом.
Преимущества работы помогающим специалистом
1. Профессиональное и личностное развитие
Обучаясь на помогающего специалиста, человек одновременно проходит через два процесса — профессиональное развитие и личностное развитие. Те студенты, которые действительно синхронизируют оба эти процесса и на занятиях поднимают вопросы, которые для них важны и актуальны, сильно продвигаются: узнают свои ограничения, ресурсы и начинают по-другому смотреть на себя.
Оба вектора развития также продолжаются и при профессиональной практике. Идет процесс нарративного обучения через рассказы клиентов о себе и анализ их отличающегося мышления. Расширяется картина мира и понимание того, что для других людей все может быть устроено по-разному. Это всегда влияет на самого специалиста с точки зрения его личностного роста.
Помимо этого, если человек начинает разбираться в изученной информации, он может наложить теорию на свой личный опыт и жизненные обстоятельства. Так он учится работать со своими убеждениями и сортировать их: что мешает, а что помогает, как от этого избавиться. Обучившись профессионально помогать другим, он становится в состоянии оказать такую же помощь и себе.
2. Автономия
Главное в работе — это свобода и независимость. Можно быть свободными от организационных правил, предписаний и ограничений, обойтись без трудностей, связанных с установленными процедурами, рабочим графиком, дисциплиной, формой одежды. Еще один плюс — можно выполнять работу своим способом, в нужном темпе и по собственным стандартам, а также самому определять вектор развития карьеры.
3. Социальная ответственность
Речь идет о возможности воплощать в работе свои идеалы и ценности, помогать другим и вкладываться в социальные проекты. Помогающие профессии подходят для тех, кто хочет приносить пользу людям, обществу, для кого важно видеть конкретные плоды своей работы — в том числе и не выраженные в материальном эквиваленте.
4. Интеграция разных стилей жизни
Работа в помогающей профессии позволяет сохранить гармонию между личной жизнью и карьерой. Она подходит как тем, кто ценит стабильность работы и места жительства, так и тем, кто готов к быстрой адаптации и смене обстановки. Организация рабочего процесса принимает во внимание личный распорядок и стиль жизни.
О чем нужно помнить помогающим специалистам
Основное препятствие как при становлении коучем или психологом, так и уже непосредственно при проведении практики — это работа со своим эго. Любому специалисту важно знать свою «теневую сторону»: понимать собственные эгоистичные желания и ни в коем случае не использовать работу с клиентом для удовлетворения ключевых потребностей, чтобы насытить свое эго. Это относится и к остальным профессиям, связанных с помощью людям. Например, если учитель реализует свое желание самоутвердиться за счет детей, то он перестает быть профессионалом.
Сами потребности при этом могут быть естественными и безобидными, к примеру, потребность в признании. Но все равно стоит быть особенно внимательными к своим мыслям и установкам во время сессий: может оказаться, что коуч или психолог боится задеть клиента не потому, что заботится о его благе, а из страха выглядеть плохим специалистом.
Если помогающий практик удовлетворяет потребность в самоутверждении через клиента, значит, он будет работать на свой запрос при взаимодействии с ним, обслуживая собственные нужды, а не его. Поэтому важно удовлетворять свои психологические потребности другими способами — главное, не за счет клиента.
>Ольга Рыбина