Детское телевидение стало таким же глобализированным, как и мировая экономика. Японские «Покемоны», британские «Телепузики» и американская образовательная программа «Улица Сезам» знакомы детям в десятках стран мира. Помимо своей образовательной миссии, детское телевидение — это очень перспективная индустрия, место для инвестиций и способ приучить зрителей к определенным режимам просмотра и форматам программ.
ТВ-оккупация детства
За последние два года в России появилось несколько так называемых детских каналов. Ведущий — федеральный канал на РТР с нерусским названием «Бибигон» (дань собственному советскому литературному наследию Корни Чуковского при попытке создать международный, англозвучащий бренд), Дециметровый канал «Теленяня» (очень метко отражает заботливо-развлекательное отношение канала: «Что бы ребенок ни любил, лишь бы он не плакал»). Заявку на детскую специальность подал телеканал «НиК» («MTV-Россия»).
В определенной степени к детским каналам относятся патриотический канал «Звезда», образовательный канал «Школьник» и даже детский канал «2Х2» 1, транслирующий мультфильмы отечественного и зарубежного производства (в том числе мультфильмы, ориентированные на юную аудиторию), взрослый детский канал.
Ни один менеджер канала не может четко назвать и доказать возраст своей аудитории. Возрастные границы детства размыты не только на экране, но и в жизни. Уровень детскости в этой стране настолько высок, что для большинства семей нет внутренней проблемы с разделением экранного времени: дети смотрят то, что смотрят взрослые, а взрослые не прочь погрузиться в детские приключения, фантазии и волшебство мира.
1 Кидалты – с англ дети – «дети», взрослые – «взрослые».
Шоу «За стеклом» — с пеленок и потом
Экраны стали важным фактором окружающей среды для детей, и по некоторым данным, дети проводят гораздо больше времени за экранами и компьютерами, чем взрослые. Дети видят экраны, а не лица. Он становится главным проводником ребенка в мир. Экраны узаконивают и задают модели поведения для детей, у которых еще нет критического отношения к миру. Обучение дошкольников основано на подражании и прямом копировании того, что они видят. Как и большинство героев мультфильмов и кино, они всегда содержат элементы дурачества и преувеличения, а наши дети вырастают более гиперактивными, гиперактивными, зависимыми от внешних факторов и готовыми отклоняться от первоначального плана.
Если медленные фильмы 1960-х и 1970-х годов позволяли детям привыкнуть к героям, понять их мотивы и успеть задать взрослым трудные вопросы, то современные быстрые, яркие фильмы приводят детей к поверхностным действиям — Действиям, их значениям а цели детям непонятны, потому что никто им их не объясняет, а сами они еще понять их не могут.
Одним из последствий такого нападения на детское воображение является задержка эмоционального развития. Дети привыкли воспринимать информацию «в чистом виде» с экрана, без переживаний и сопротивления, без эмоций, потому что времени просто не хватает. Они выросли холодными и бесчувственными – такими же, как сегодняшний мир телевидения и компьютеров. В тело современного Кая вместо куска льда имплантирован «безразличный чип». Телемир — Королевство кривых зеркал во дворце Снежной королевы.
Вчерашние дети имели возможность исследовать мир самостоятельно. На прогулках ловили и наблюдали жуков, гладили кошек и дразнили собак, строили дома из листьев и ветвей, изобретали целые города из желудей и витражей. Для развития воображения (самого важного приобретения для дошкольников) детям нужно меньше игрушек и много времени в безопасной обстановке. Умеренный недостаток внимания и ресурсов стимулирует рост и развитие. Если дерево хочет вырасти и достичь неба, ему нужен солнечный свет сверху и почва под ногами. Курсив Окружая детей экранными нянями, мы затемняем свет и лишаем их покоя. Мы захватываем их внимание чуждыми им образами, заставляя смотреть «в зазеркалье» и изучать искусственный мир на экране. Монтажное мышление «экранного поколения» представляет собой задержку развития на стадиях бессознательного внимания, воображения и конкретного мышления.
Помимо того, что современный ребенок не учится мечтать и фантазировать, он уже не играет со сверстниками в ролевые игры. Одна из причин заключается в том, что количество персонажей фильмов резко возросло, и они потеряли свою индивидуальность. Их по понятным причинам любят сказочные персонажи и дети тридцатилетней давности. Очень четко персонифицированы силы зла и добра, а ролевая игра меняется с игры на «своих» и «чужих». Сегодня детьми руководят уже не поступки героев, а их внешний вид. Вместо того, чтобы акцентировать внимание на хороших, добродушных героях, они акцентируют внимание на красивых и «искушенных» (богатых и успешных) людях. Поколение экранов также стало гламурным. Большинство детских телепроектов в наши дни используют детские обаяния. Броские, умные, выразительные, гиперактивные и навязчивые персонажи заняли место умных, любопытных, скромных, трудолюбивых, смелых спасателей, меценатов, защитников и строителей.. то, что заставляет нас смотреть в будущее с оптимизмом Важные ценности были удалены из игры. То, что на экране, тоже из жизни. На смену оптимизму вчерашних строителей (еще рабочих, хотя и «строителей-коммунистов») пришли неврозы сегодняшних потребителей. Безудержная радость от телевидения для взрослых быстро превратилась в «развлечение» детских каналов.
Как телевидение меняет образ жизни ребенка
Раньше традиционной темой здоровья, связанной с телевидением, было «видение и телевидение». Считается, что телевидение вызывает близорукость и искривление позвоночника. Детям говорят, что они не должны сидеть дальше двух метров от экрана. С тех пор мониторы улучшились. С появлением компьютерных мониторов стало странно говорить о вреде телевизионного излучения.
Но возникла новая, неумолимая тема: телевидение и ожирение. С появлением американских фильмов у нас также появилась привычка есть перед экраном. На кухне появился телевизор. Это определяет образ жизни многих людей.
В Италии, по данным опроса, проведенного Demscopea, 37% подростков в возрасте от 13 до 18 лет зависимы от телевидения (более высокая доля отражена только в зависимости от видеоигр — 49% — и от компьютерных зависимостей — 44%). В Великобритании было завершено 30-летнее исследование по изучению влияния просмотра телевидения на появление избыточного веса. Итак, сенсационные результаты показывают, что дети, которые смотрят телевизор более двух часов по выходным, имеют резко повышенный риск ожирения.
Мы — не дети, дети — не мы
Хотелось бы напомнить о некоторых особенностях развития ребенка дошкольного возраста, о которых авторы телевизионных программ забывают, а зачастую и вовсе не знают. Французский психолог Жан Пиаже считал, что детям присущи следующие характеристики:
- Эгоцентризм: им трудно понять точку зрения других людей. Например, дети выберут подарок другу или родителю, но такой, который им понравится. У мамы есть машина, у бабушки пистолет;
- Центризм: детям трудно одновременно учитывать несколько свойств объекта. Например, их шары либо круглые, либо красные;
- Необратимость: они не понимают, что операции над объектом могут иметь обратный порядок и возвращать объект в исходное местоположение. Например, можно не только выйти, но и вернуться;
- Трудно отличить внешний вид от реальности: они уделяют больше внимания простым внешним признакам, но никогда не научатся различать внутреннее состояние человека;
- Паралогическое мышление: дети путают причину и следствие, могут думать, что отношения между предметами и людьми механистичны, и «понятия не имеют, откуда они взялись». Они не помнят происхождение героя;
- Антропоморфизм: дети приписывают нечеловеческим существам человеческие качества (например, они верят, что игрушки могут причинить вред людям);
- Анимизм: Дети приписывают неодушевленным предметам признаки жизни. Например, дети верят, что солнце живое, потому что оно движется и может появляться и исчезать.
Дети сохраняют эти характеристики до тех пор, пока не пойдут в школу, что показывает, насколько беспомощны дети, когда дело доходит до понимания окружающего их мира. Помочь им могут только взрослые. Веселые и приветливые родители, бабушки и няни часто общаются со своими детьми, обсуждают с ними важные для них вопросы, обнимают и подбадривают их.
Ключевые вопросы качественного телевидения
Есть некоторые вопросы, на которые должны ответить как качественное телевидение, так и качественное образование.
- Может ли ребенок понять, что он видит и слышит?
- Унижает ли юмор и высказывания персонажа детей?
- Соответствует ли информация потребностям ребенка? Говорим ли мы с нашими детьми о вещах, которые их действительно волнуют?
- Учитываем ли мы возрастные особенности детей и понимаем ли они, что между двухлетним и десятилетним ребенком существуют существенные различия в познавательном и личностном развитии?
- Не слишком ли агрессивны ситуации и истории, с которыми сталкиваются дети?
- Говорим ли мы своим детям что-то действительно новое, полезное и важное или повторяем старые, бесполезные образовательные клише?
Решение – психолого-педагогический контроль детских телепрограмм. Это означает, что специалисты по развитию детей должны быть задействованы на каждом этапе телевизионного производства, от формирования концепции программы до первоначального отбора пилотных проектов детских садов для уточнения содержания и формата.
Современные разборки с Чебурашкой
Задайте взрослому простой вопрос: Чебурашка мальчик или девочка? К моему удивлению, ответ большинства телевизионщиков был: «Конечно, малыш!» Маленький, пушистый, невинный, говорящий девичьим голосом, Чебурашка – мальчик? ! Сценаристы детских программ пришли на детское телевидение на фоне новой волны криминальных и порнографических шоу и были безжалостны. К счастью, наступил юбилей Эдуарда Успенского и был открыт памятник Чебурашке. А еще «отец» Чебулашкина признался, что прототипом знаменитой героини стала трехлетняя дочка его друга, маленькая девочка в тулупе и шапке, которая в зимнюю рождественскую ночь вкатилась в дом Писателя.
По иронии судьбы, современные детские фильмы снимают люди, которые не видят разницы между мальчиками и девочками, хорошими и плохими людьми, красивыми людьми и уродливыми. Убедить их учиться сложно. Легче предупредить родителей, чтобы они критически относились к продуктам, которые все еще очень сырые на новых внутренних каналах.