Большая часть родительских запросов к психологу так или иначе связана с переменами в семье, переходом на новый этап развития или прохождением возрастных кризисов. В этом году благотворительный фонд «Измени одну жизнь» реализовал проект, который так и назывался — «Семья: переходный период». В рамках проекта специалисты фонда проанализировали почти 300 обращений и выделили 7 самых «востребованных» тем в детско-родительских отношениях, с которыми родители обращаются за психологической помощью.
1. Протестное поведение
Проще говоря, ребенок не слушается. Впервые эта проблема возникает при прохождении кризиса 3 лет, когда малыш учится выбирать и говорить «нет». В случае с ребенком с опытом сиротства ситуация усугубляется тем, что взрослые, с его точки зрения, вообще не заслуживают доверия. Протестное поведение может быть и ответом на проблемы или перемены внутри семьи: размытые личные границы, конфликты родителей со старшим поколением, переезд, изменение состава семьи, поход в детский сад или школу.
Вместе с родителями психолог ищет ответ на вопрос: «Против чего протестует ребенок?». Специалист знакомит взрослых с техниками ненасильственного общения, учит проговаривать состояние ребенка и предлагать ему более конструктивные решения.
2. Агрессивное поведение
Ребенок кричит, огрызается, кусается, обзывается, ломает игрушки. Такое поведение связано с большим количеством тяжелых переживаний, которые копятся внутри: боль, злость, обида, непонимание. Агрессия может стать ответом маленького человека на невозможность справиться с изменениями большого мира. Возможно, что ребенок просто следует схеме «делай с этим миром то, что делали с тобой», что вполне характерно для детей с опытом сиротства, чья история обычно содержит опыт насилия или наблюдения насилия над другими. Бывает и такой вариант: в семье практикуется пассивная агрессия в форме обесценивания или высмеивания, а ребенок просто транслирует эти паттерны в более заметной форме.
В этом случае психолог стремится выявить причины агрессии, используя в том числе такие продуктивные техники, как активное слушание, отзеркаливание, контейнирование.
3. «Зависание» в гаджетах
Уход ребенка в компьютерные игры и соцсети начинает беспокоить родителей уже с конца детского сада. Дети как будто предпочитают виртуальный мир «живым» играм и общению с родителями и другими детьми. С возрастом ситуация только усугубляется. В этом случае важно понять, какую роль играет такая модель поведения: нередки ситуации, когда для ребенка это способ уйти от сложностей реального мира туда, где он может что-то контролировать, где нет требований, где он успешен.
«Вернуть» ребенка возможно: необходимо узнать, что привлекательного в том мире, и с искренним интересом включаться в любые игры и активности, объединяя две реальности, а не разделяя их. А запреты и ограничения лишь подпитывают интерес и углубляют непонимание между ребенком и родителями.
4. Нежелание учиться
Потеря мотивации к учебе тоже беспокоит родителей. К сожалению, несмотря на огромный пласт просветительской работы в этом направлении, родители и школа по-прежнему не могут договорится о том, чья же это ответственность — интерес к учебе и успеваемость ребенка. Так в семье возникает сложная ситуация: вместо того чтобы поддержать школьника после сложного учебного дня, родитель вынужден сам выступать в роли учителя: требовать, угрожать, ожидать успехов. Ребенок в этой ситуации еще больше теряется, подготовка к новому учебному дню эмоционально выматывает всю семью, отношения рушатся.
Выход из этой ситуации есть. Все, что касается учебы, делегировать третьим лицам (педагогам, репетиторам, тьюторам) и следовать правилу: «Учеба — это твоя ответственность». Пока родитель неустанно держит все процессы под контролем, ребенок учится под давлением — «потому что им это нужно», — а стремление к знаниям и интерес к учебе не формируются.
5. Потеря контроля над эмоциями
Не каждый родитель может спокойно реагировать на возникающие вызовы и новые ситуации. Случается, что непонимание порождает разочарование, злость, сомнение в собственной компетентности. Может быть и так, что родитель знает, как реагировать конструктивно, но в определенных ситуациях просто не может сдержаться, а впоследствии винит и стыдит себя.
К сожалению, в детской истории самого родителя могли быть эпизоды насилия или наблюдения насилия, которые вызывали у него чувство беспомощности и потери контроля над своей жизнью, а сейчас, в собственном родительстве, эти переживания прошлого продолжают управлять его поведением.
В таком случае нужна более глубокая работа с психотерапевтом, но страх признать происходящее и вина за свои поступки часто служат барьером для обращения за помощью, и ситуация только ухудшается.
6. Сиблинговая ревность
Отношения братьев и сестер (сиблингов) тоже традиционно вызывают много вопросов: дети дерутся, ябедничают, портят вещи друг друга или даже откровенно говорят про брата или сестру: «Лучше бы его не было». Выделение отдельного пространства, личного времени для каждого и, что немаловажно, соблюдение возрастной иерархии (старший — в приоритете, у него должно быть больше привилегий) помогают сгладить ситуацию.
Когда семья только планирует пополнение, психолог может обсудить с родителями возможные сложности, потребности уже имеющихся детей и оптимальное время для появления еще одного ребенка — тогда, когда вероятность возникновения конкуренции будет минимальной.
Может быть и такая ситуация: родители, в силу личных причин, действительно по-разному относятся к детям. Вместе с психологом можно разобраться, почему с одним ребенком «легко», а с другим «сложно», и научиться любить детей пусть по-разному, но одинаково сильно.
7. Трудности подросткового возраста
Кризис подросткового возраста традиционно был и остается своеобразной лакмусовой бумажкой того, что происходило с ребенком на всех предыдущих этапах развития. Поэтому ничего удивительного, что и в XXI веке родителей волнуют те же вопросы, которые беспокоили взрослых и 100, и 200 лет назад: отсутствие мотивации к учебе и выбору жизненного пути, демонстративное игнорирование правил, употребление запрещенных веществ, попадание в плохую компанию, ранняя влюбленность.
В этот период специалист помогает родителю принять новую ситуацию — взросление ребенка, отпустить контроль, перейти на позицию мудрого наставника, различать картину реального будущего и тех картинок, которые рисует страх, и конечно, сохранить доверие и контакт с ребенком.
>Джессика Франтова